Seminar of the “RESCUE Center” Association. Crisis of globalization or new phase of world evolution?

Seminar of the “RESCUE Center” Association. Crisis of globalization or new phase of world evolution?

13 December 2016, 16:00

On December 13, 2016, the conference hall of the Economy Institute of the Russian Academy of Science held a regular meeting of the academic seminar "Global instability: causes and consequences", organized by the Association "Centre for Research into Economic and Sociocultural Upward Enhancement of CIS Countries, Central and Eastern Europe". Participants of the discussion included staff of Moscow research institutes, students, postgraduates and professors of Moscow universities. 

The seminar discussed main features of the system of modern international relations. Speakers noted certain slowdown of globalization processes, mostly due to policies of western states. Trump’s victory, Brexit, growing influence of right-conservative parties in Europe reflect the general tendency of growing unrest over globalization. Removal of production to developing countries, growth of uncontrolled migration, strengthening of financial capital and increasing social disparity spark anger among various layers of population of advanced countries and force politicians to react to voters’ demands.

As was said, globalization is a real-world process, determined by the very development of economy, science, technologies, which cannot be stopped. However, the history shows that globalization evolves wavily, and now the world undergoes the period of its backwash. However, the new wave of globalization is inevitable in the future. However, the effect of clash of interests between followers of globalization and anti-globalists is the formation of new forms of globalization, still unclear. Backwash of globalization also means limitation of neoliberalism policy, which is the very basis of globalization. Thus, the West will probably develop a new ideology to base its policy on.

Many speakers opined that current form of capitalism is exploding, though it is still unclear what may replace it. As Karl Marx once said, development of productive forces, accelerated by capitalism, will make it explode eventually. Here arises the issue of establishment of a socialistic society. But what is new socialism? What will happen to private property, parliamentary democracy and other freedoms of modern capitalism? It may also happen that these issues will become irrelevant for social development in the future.

The seminar also discussed positive effects of capitalism for developing Asia, Africa and Latin America, but at the same time, such course of events may lead to dissimilarity of social and economic and political development in the world, and such inequality of historical evolution of states may threaten international stability.

As was said, the world has entered a new stage of its evolution, the so-called new Axial Age. Every time the mankind undergoes similar period, it faces social and economic turbulence, political instability and violence as a mean to settle conflicts. It seems this historical tendency will characterize this new phase as well. Now it is obvious that the collapse of Soviet Union was not just the end of the multinational state and socialistic social structure, but was also the beginning of political instability in the world. It will take time for the whole system of international relations to stabilize and rest on some new principles.   

Head of the seminar

Deputy chairman of the Academic Council of "RESCUE Center”,

Doctor of Historical Sciences, professor

B.A. Shmelev

Management of Association

Sergey Genadievich Arbuzov
The Chairman of Association
Grinberg Ruslan Semyonovich
Chairman of the Academic Council of Association
Mezhevich Nikolai Maratovich
The Director General of Association

About Us

Areas of activity

Our partners

Семинар Ассоциации «Центр ИЭСКР». Кризис глобализации или новый этап мирового развития?

Семинар Ассоциации «Центр ИЭСКР». Кризис глобализации или новый этап мирового развития?

13 декабря 2016, 16:00

13 декабря 2016 г. состоялось очередное заседание научного семинара «Глобальная нестабильность: причины и последствия», организованного Институтом  экономики РАН и Ассоциацией «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы». В нём приняли участие сотрудники научно-исследовательских институтов г. Москвы, студенты, аспиранты и преподаватели московских вузов.

На семинаре рассматривались основные характеристики развития системы современных международных отношений. Выступавшие отмечали замедление процессов глобализации, что связано с политикой западных держав, несущих из-за неё большие издержки. Победа Трампа на президентских выборах в США, «брекзит», усиление влияния правоконсервативных партий в Европе отражают общую тенденцию роста недовольства в странах Запада издержками глобализации. Вывод производства в развивающиеся страны, рост неконтролируемой иммиграции, укрепление позиций финансового капитала, возрастание социального неравенства вызывают недовольство в различных социальных слоях развитых государств и вынуждают политиков реагировать на запросы избирателей.

В то же время подчеркивалось, что глобализация – это объективный процесс,  обусловленный самим развитием экономики, науки, технологий, и остановить его невозможно. Но она, как показывает история, развивается волнообразно, и сейчас мир переживает период ее отката. Однако в перспективе неизбежна новая волна глобализации.  Столкновение интересов сторонников глобализации и антиглобалистов ведет к тому, что  она в будущем будет принимать новые формы, которые нам еще не ясны и не понятны. Откат глобализации означает и ограничение действия политики неолиберализма, которая лежит в ее основе. Очевидно, что на Западе будет разработана какая-то новая идеология, которая и будет положена в основу государственной политики этих стран.

Многие выступавшие говорили о том, что нынешняя форма капитализма, сложившаяся в настоящее время в западных странах, себя изживает. Однако не ясно, что может прийти ей на смену. Как когда-то указывал Карл Маркс, развитие производительных сил, которым капитализм дает простор, может привести к тому, что он сам себя изживет, будет сам себя отрицать. С этой точки зрения становится актуальной проблема построения социалистического общества. Но что следует понимать под новым социализмом, какова будет судьба частной собственности, парламентской демократии, других свобод, которые присущи современному капиталистическому обществу? Возможно, что в будущем вообще эти вопросы будут неактуальны при анализе общественного развития.

Одновременно говорилось о том, что для развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки капитализм представляет собой несомненное благо, что означает шаг вперед на пути социального прогресса. Это может привести к неоднородности социально-экономического и политического развития в мире, и такого рода неравномерность исторической эволюции государств может таить в себе угрозу для международной стабильности. 

Отмечалось, что мир вступил в новый этап своего развития, который можно охарактеризовать как новое осевое время. Каждый раз, когда человечество переживало подобного рода такие периоды, оно сталкивалось с социальной и экономической  турбулентностью, политической нестабильностью, что приводило к кровавым конфликтам, к использованию насилия как средства разрешения возникающих противоречий. Судя по всему, эта историческая тенденция будет отличительной чертой и этого нового этапа в развитии человеческой цивилизации. Сейчас очевидно, что распад Советского Союза означал не просто крах многонационального государства, социалистической общественной формации, а был началом длительного периода политической неустойчивости во всем мире.  Видимо, потребуется не мало времени для того, чтобы вся система международных отношений стабилизировалась на каких-то новых принципах.

Руководитель семинара

Заместитель Председателя Ученого совета Ассоциации «Центр ИЭСКР»,

доктор исторических наук, профессор

Б.А. Шмелев

Другие мероприятия
Наши партнеры