25 years later. Results and development outlook of post-soviet states

25 years later. Results and development outlook of post-soviet states

15 December 2016, 16:40

On December 15, 2016, the Economy Institute of the Russian Academy of Science jointly with the Association "Center for Research into Economic and Sociocultural upward enhancement of CIS countries, Central and Eastern Europe" held a round table “25 years later. Results and outlooks of development of post-soviet states”. The participants included researchers Russian Academy of Science, students, postgraduates and professors of Moscow universities. Here follow the key theses of speakers of the event.

1. Following the 25-year transformation, post-soviet states have built up different results, partly due to chosen political, social and economic models of development, and partly due to available production resources, varied interests of global and regional states, external factors. Domestic demand, based on incomes from export of goods, services and labor force, as well as foreign loans, can be defined as the main driver of economic growth in these countries. Investments, especially foreign ones, are another important factor, but it manifests better in countries with rich natural resources. Thus, Turkmenistan, Uzbekistan, Azerbaijan and Kazakhstan have showed the highest rates of economic growth, while Ukraine and Moldova – the lowest.

2. In their foreign policies, the New Independent States (NIS) demonstrate various geopolitical orientations, different approaches to the development of cooperation within the post-soviet space and diverse attitude towards Russia. In fact, the post-soviet space is no longer a single whole, it is split, which makes the realization of the Eurasian integration project a difficult task to accomplish. The reasons are cultural differences, historical traditions, cultural characteristics, egoistic ambitions of ruling elites to secure personal survival.

3. The policy pursued by Russia has also contributed to the split of post-soviet space. Absence of well-developed long-term strategy has resulted into disjoint and sometimes conflicting steps, which have given no political or economic effect. Moreover, effectiveness of Russian integration policy in the region has been compromised by the tendency prevailing in many NIS to distance themselves from Russia as the only way to preserve sovereignty.

4. Recent change of foreign policies in some states, aimed at closer cooperation with Russia, proves that integration process starts prevailing over disintegration on the post-soviet area.

5. The Eurasian integration project also faces resistance from Russia’s geopolitical rivals – the US and EU. Strategic tasks, defined by the US back in 90ies, right after the collapse of USSR, are aimed at the prevention of reintegration of post-soviet states into a union led by Russia. Amid the cold war between Russia and the West, the key priority of western foreign policy towards the post-soviet space is to prevent realization of the Eurasian integration project.

6. The post-soviet space also needs improved security, partially due to obvious foreign threats, and partially due to accumulated social and economic problems, which threatens stability in CIS countries.

7. New Independent States seek to strengthen their sovereignty. It is an objective process, which limits the possibilities of the Eurasian integration process. Integration provides for transfer of some decision-making functions from national to supranational level, but any restriction of sovereignty is a sensitive issue for ruling elites. They see it as an attempt on the part of Russia to dominate the post-soviet space.

8. Competing with such powers as the US, EU and China, Russia does not have enough resources to obtain dominant influence over the post-soviet space, thus it has to seek and agree to various form of cooperation and to avoid direct confrontations, as it is happening in Ukraine.

9. Ukrainian crisis is a serious challenge to Russian interests. Relations with Ukraine are important for Russia and require balanced and well-thought out decisions.

10. At present, the process of globalization slows down, and countries pay more attention to their sovereignty, which holds backs the realization of the Eurasian integration project. At the same time, in response to globalization, countries also focus on regional integration, which strengthens the chances of success of the Eurasian integration project.

Nowadays, no country, including NIS, can afford to exist outside regional integration projects, but the problem is that NIS countries have an alternative to the Eurasian integration project, namely the EU or Chinese Silk Road Economic Belt (SREB). Moreover, for many NIS countries these two integration projects are more preferable than the Eurasian integration, as they offer significant foreign investments, access to modern technologies, new markets and production chains of transnational companies.

11. Amid such conditions, improvement of cooperation within the Shanghai Cooperation Organization can be a possible way out, especially considering Russian-Chinese agreements on interfacing between the Eurasian integration project and SREB. Thanks to cooperation between Russia and China, the Eurasian project will have more chances for further development. However, considering different levels of potentials of these countries, we should take into account that in this integration project Russia may play the role of China’s junior partner.

12. The analysis of foreign policy principles and national security concepts of NIS proves that post-soviet states welcome multi vector foreign policy. Development of relations with Russia and participation in the Eurasian integration project is no longer a priority for many NIS countries. In fact, basing on their political goals and understanding of the Eurasian project, NIS countries can be divided into three groups. The first one includes countries seeking closer cooperation with Russia and participating in Russian integration project (Belarus, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Tajikistan). The second group includes states seeking European integration (Ukraine, Moldova, Georgia). And the third group of countries is balancing among Russia, the EU and NATO (Azerbaijan and Uzbekistan). Thus, only a part of post-soviet states is really interested in the Eurasian integration project, and no changes in policies of other NIS states are expected any time soon.

13. After 25 years since the collapse of USSR, NIS countries have a new generation of politicians, not linked to the experience and traditions of the Soviet Union. The new generation does not consider Russia as a natural ally. Moreover, new ruling elites are unsympathetic towards Russia and prefer to take the US and European Union as a model for their foreign policies. Such tendency will get stronger within years, which will have a negative impact on the Eurasian integration project. Population and business of NIS countries also have rather guarded attitude towards the Eurasian integration. The major part of society in these countries have trouble picturing its idea and do not see any concrete social and economic effects from participation in it.

Analysis of programs of NIS political parties proves that the Eurasian integration project is not a governing idea of their political activity. The programs focus either on strengthening of sovereignty or on building closer ties with both Russia and the West. Thus, there are no solid social and political grounds for successful realization of the Eurasian integration project.

14. Issues of foreign policy are an important factor for determining domestic policy, as they influence political constellation and domestic political processes, especially in Ukraine and Moldova. Studies show that a consensus on foreign policy issues will not be reached any time soon. Moreover, analysis of foreign policy doctrines and international activity of the post-soviet states proves that the process of their formation as stable global players is not over, and the choice of foreign policy reference points is not final.

15. Geopolitical and geo-economical split of the post-soviet space will continue, and disintegration processes will prevail, which will further obstruct the realization of the Eurasian project. The world economic crisis has badly hit NIS countries and have created news obstacles for the Eurasian integration project, as it forces them to follow the path of protectionism, not openness.

Further development of the Eurasian project strongly depends on Russia’s ability to overcome the crisis and to turn into a modern and effective power with modernized economy and high-tech production, which will hike its importance for NIS states and, consequently, for realization of the Eurasian integration project.

Management of Association

Sergey Genadievich Arbuzov
The Chairman of Association
Grinberg Ruslan Semyonovich
Chairman of the Academic Council of Association
Mezhevich Nikolai Maratovich
The Director General of Association

About Us

Areas of activity

Our partners

25 лет спустя. Итоги и перспективы развития постсоветских государств

25 лет спустя. Итоги и перспективы развития постсоветских государств

15 декабря 2016, 16:40

15 декабря 2016 года Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы» совместно с Институтом экономики РАН провела круглый стол на тему «25 лет спустя. Итоги и перспективы развития постсоветских государств». В нем приняли участие научные сотрудники Российской Академии наук, преподаватели и аспиранты московских вузов. Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы участников данного мероприятия.

1. По итогам 25 лет трансформации постсоветские государства подошли к разным результатам, что объясняется не только избранными ими политическими и социально-экономическими моделями развития, но и имеющимися производственными ресурсами, противоречивыми экономическими и политическими интересами глобальных и региональных держав, внешними факторами. Основным драйвером экономического роста в этих странах был внутренний спрос, опирающийся на доходы от экспорта товаров, услуг, рабочей силы и внешние заимствования. Другой важный фактор – инвестиции, в т.ч. иностранные, но он более ярко проявился в странах с богатыми запасами природных ресурсов. За этот период наиболее высокие темпы роста экономики продемонстрировали Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан и Казахстан, а наименьшие – Украина и Молдова.

2. Во внешней политике новых независимых государств (ННГ) наблюдается большое различие в геополитической ориентации, подходах к развитию сотрудничества на постсоветском пространстве, в отношениях к России. По-существу, в настоящее время постсоветское пространство с геополитической точки зрения уже не представляет собой единого целого. Оно фрагментарно, что делает реализацию евразийского интеграционного проекта крайне сложной задачей. Причины разнонаправленности их внешней политики, геополитической ориентации кроются в цивилизационных различиях, в разнообразии исторических традиций, в культурных особенностях, в эгоистическом стремлении правящих элит обеспечить комфортные условия для своего собственного выживания.

3. Немаловажную роль в политической фрагментации постсоветского пространства сыграла и политика самой России, которая в предыдущие годы не всегда могла проводить целенаправленные действия по интеграции этого пространства. Отсутствие разработанной долговременной стратегии приводило к тому, что российская активность по развитию сотрудничества с ННГ представляла собой разрозненные, часто противоречащие друг другу шаги, которые не давали соответствующего политического и экономического эффекта. Эффективность российской политики в регионе снижалась также вследствие того, что политические элиты ННГ рассматривали дистанцирование от Москвы как одно из важнейших средств сохранения независимости своих государств.

4. Наметившийся в последнее время поворот некоторых стран в сторону развития сотрудничества с Россией вероятно свидетельствует о возобладании интеграционных процессов над дезинтеграционными на постсоветском пространстве.

5. Евразийский интеграционный проект встречает противодействия со стороны геополитических соперников России – США и ЕС, что затрудняет его реализацию. Стратегические задачи, сформулированные в Соединенных Штатах Америки ещё в начале 90-х годов, сразу же после распада Советского Союза, в соответствии с которыми Вашингтон использует все свои возможности для недопущения реинтеграции постсоветского пространства во главе с Россией, затрудняют осуществление евразийского интеграционного проекта. В условиях холодной войны между Россией и Западом противодействие осуществлению евразийского интеграционного проекта становится важнейшим направлением внешней политики Запада на постсоветском пространстве.

6. Обеспечение безопасности на постсоветском пространстве связано в настоящее время как с явно выраженными внешними угрозами, так и с устранением накопившихся социально-экономических проблем, которые оказывают самое непосредственное воздействие на состояние стабильности в странах СНГ.

7. Новые Независимые Государства стремятся к укреплению своего суверенитета и своей государственности. Это объективный процесс, который ограничивает возможности реализации евразийского интеграционного проекта. Интеграция предполагает передачу части функций по принятию решений, касающихся прерогатив национального государства с национального уровня на наднациональный. Однако любое ограничение суверенитета государства воспринимается национальными элитами крайне болезненно. Они видят в этом стремление со стороны России восстановить свое доминирование на постсоветском пространстве.

8. В конкурентной борьбе с такими центрами силы, как США, ЕС и Китай – Россия не имеет достаточных ресурсов для того, чтобы добиться очевидного, преобладающего влияния на постсоветском пространстве. Поэтому целесообразно искать различные формы взаимного сотрудничества, с помощью которых Россия могла бы сохранить на приемлемом для нее уровне влияние в регионе и избегать по возможности прямой конфронтации, как это сейчас происходит в Украине.

9. Украинский кризис является серьезным вызовом интересам России. Отношения с Украиной имеют важное значение для РФ. Это требует от Москвы принятия взвешенных и хорошо продуманных шагов.

10. В настоящий момент в мире наблюдается затухание процесса глобализации и поворот государств в сторону укрепления своего суверенитета. Этот процесс негативно отражается на реализации евразийского интеграционного проекта и на обозримую перспективу будет выступать в качестве его тормоза. Вместе с тем в условиях глобализации, как ответ на её проявление, усиливается регионализация, в рамках которой происходит включение различных стран в основные потоки глобализации. Этот фактор позитивно воздействует на возможности реализации евразийского интеграционного проекта.

В настоящее время ни одна страна в мире не может позволить себе роскоши существовать вне интеграционных региональных проектов, и ННГ не является здесь исключением. Однако основная проблема заключается в том, что у них есть альтернатива участию в евразийском интеграционном проекте в виде присоединения в той или иной форме к ЕС или к китайскому проекту Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП). На сегодняшний день эти два интеграционных проекта для многих ННГ более предпочтительны, чем евразийский интеграционный проект, т.к. они сулят им значительные инвестиции, доступ к современным технологиям и методам управления, выходу на ёмкие рынки Европы и Китая, включению в производственные цепочки транснациональных компаний.

11. В этих условиях возможным выходом из такого положения явилось бы в рамках российско-китайских договоренностей о сопряжении евразийского интеграционного проекта и проекта ЭПШП налаживание интеграции на основе Шанхайской организации сотрудничества. В этом случае появляются реальные возможности развития интеграции на евразийском пространстве благодаря сотрудничеству России и Китая. Вместе с тем, учитывая разницу потенциалов этих двух стран, следует иметь в виду, что в этом интеграционном процессе Россия вполне вероятно играла бы роль младшего партнера Китая.

12. Анализ внешнеполитических доктрин и концепций национальной безопасности ННГ показывает, что они ориентированы на проведение т.н. политики многовекторности, которая направлена на сотрудничество с основными мировыми центрами силы. Для большинства ННГ развитие отношений с Россией и участие в евразийском интеграционном проекте не является приоритетным направлением их внешнеполитической деятельности. Сегодня очевидно, что с точки зрения своей политической ориентации и соответственно отношения к евразийскому интеграционному проекту все ННГ можно разделить на три группы стран. 1-я группа – это те страны, которые ориентированы на сотрудничество с Россией, на участие в российском интеграционном проекте (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан); 2-я группа стремится к вхождению в европейский интеграционный проект (ЕС) (Украина, Молдова и Грузия); 3-я группа стран, балансирующая между Россией, ЕС и НАТО (Азербайджан и Узбекистан). Поэтому на сегодняшний день лишь часть ННГ заинтересована в участии в российском интеграционном проекте. В обозримом будущем принципиальных изменений в подходах остальных ННГ к евразийскому интеграционному проекту не произойдет.

13. За истекшие после распада Советского Союза 25 лет в ННГ сформировалось новое поколение, не связанное с опытом и традициями СССР, новое поколение политиков, которое не воспринимают Россию в качестве естественного союзника этих стран. Более того, среди них заметно возросло число тех, которые настроены по отношению к России критично и видят в лице Запада – ЕС и США – тот ориентир, который и должен определять их внешнюю политику и соответственно подходы к евразийскому интеграционному проекту. Эта тенденция будет усиливаться в предстоящие годы и негативно воздействовать на реализацию евразийского интеграционного проекта.  Среди  различных слоев населения и бизнеса заметно сдержанное отношение к реализации процессов евразийской интеграции. Значительная часть общества в этих странах слабо представляет себе его суть и не видит для себя каких-либо конкретных социальных и экономических результатов от участия в нем.

Анализ программ политических партий, действующих в ННГ, свидетельствует о том, что ориентация на евразийский интеграционный проект не является определяющей в их политической деятельности. Эти программы нацелены либо на укрепление суверенитета государства, либо на установление  наряду с РФ тесных связей с ЕС и США. Таким образом, пока что не имеется сколь-нибудь прочных социально-политических предпосылок для успешной реализации евразийского интеграционного проекта.

14. Вопросы внешней политики представляют собой важный фактор формирования внутренней политики ННГ, влияют на расстановку их внутриполитических сил, на внутриполитический процесс. Это особенно четко проявляется в Украине, Молдове, но и в других ННГ проявляются сходные процессы. Достигнуть консенсуса по внешнеполитическим вопросам в этих странах удастся не скоро. Анализ внешнеполитических доктрин и международной деятельности постсоветских государств приводит к выводу о том, что процесс их становления в качестве устойчивых субъектов международных отношений еще не завершен, а выбор внешнеполитических ориентиров далеко не окончателен.

15. Геополитическая и геоэкономическая фрагментация постсоветского пространства в ближайшие годы продолжится. Можно с уверенностью говорить о том, что дезинтеграционные процессы будут здесь превалирующими. Это затрудняет реализацию евразийского интеграционного проекта. Мировой экономический кризис сильно ударил по ННГ и тем самым создал новые препятствия на пути реализации евразийского интеграционного проекта, т.к. вынуждает их идти по пути протекционизма, а не открытости.

Перспективы реализации евразийского интеграционного проекта во многом зависят от возможности преодоления Россией экономического кризиса и ее развития в качестве  современного эффективно действующего государства с модернизированной экономикой и высокотехнологичным производством, что резко повысило бы её значимость для ННГ и соответственно для реализации евразийского интеграционного проекта.

Другие мероприятия
Наши партнеры