25 лет спустя. Итоги и перспективы развития постсоветских государств

25 лет спустя. Итоги и перспективы развития постсоветских государств

15 декабря 2016, 16:40

15 декабря 2016 года Ассоциация «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы» совместно с Институтом экономики РАН провела круглый стол на тему «25 лет спустя. Итоги и перспективы развития постсоветских государств». В нем приняли участие научные сотрудники Российской Академии наук, преподаватели и аспиранты московских вузов. Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы участников данного мероприятия.

1. По итогам 25 лет трансформации постсоветские государства подошли к разным результатам, что объясняется не только избранными ими политическими и социально-экономическими моделями развития, но и имеющимися производственными ресурсами, противоречивыми экономическими и политическими интересами глобальных и региональных держав, внешними факторами. Основным драйвером экономического роста в этих странах был внутренний спрос, опирающийся на доходы от экспорта товаров, услуг, рабочей силы и внешние заимствования. Другой важный фактор – инвестиции, в т.ч. иностранные, но он более ярко проявился в странах с богатыми запасами природных ресурсов. За этот период наиболее высокие темпы роста экономики продемонстрировали Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан и Казахстан, а наименьшие – Украина и Молдова.

2. Во внешней политике новых независимых государств (ННГ) наблюдается большое различие в геополитической ориентации, подходах к развитию сотрудничества на постсоветском пространстве, в отношениях к России. По-существу, в настоящее время постсоветское пространство с геополитической точки зрения уже не представляет собой единого целого. Оно фрагментарно, что делает реализацию евразийского интеграционного проекта крайне сложной задачей. Причины разнонаправленности их внешней политики, геополитической ориентации кроются в цивилизационных различиях, в разнообразии исторических традиций, в культурных особенностях, в эгоистическом стремлении правящих элит обеспечить комфортные условия для своего собственного выживания.

3. Немаловажную роль в политической фрагментации постсоветского пространства сыграла и политика самой России, которая в предыдущие годы не всегда могла проводить целенаправленные действия по интеграции этого пространства. Отсутствие разработанной долговременной стратегии приводило к тому, что российская активность по развитию сотрудничества с ННГ представляла собой разрозненные, часто противоречащие друг другу шаги, которые не давали соответствующего политического и экономического эффекта. Эффективность российской политики в регионе снижалась также вследствие того, что политические элиты ННГ рассматривали дистанцирование от Москвы как одно из важнейших средств сохранения независимости своих государств.

4. Наметившийся в последнее время поворот некоторых стран в сторону развития сотрудничества с Россией вероятно свидетельствует о возобладании интеграционных процессов над дезинтеграционными на постсоветском пространстве.

5. Евразийский интеграционный проект встречает противодействия со стороны геополитических соперников России – США и ЕС, что затрудняет его реализацию. Стратегические задачи, сформулированные в Соединенных Штатах Америки ещё в начале 90-х годов, сразу же после распада Советского Союза, в соответствии с которыми Вашингтон использует все свои возможности для недопущения реинтеграции постсоветского пространства во главе с Россией, затрудняют осуществление евразийского интеграционного проекта. В условиях холодной войны между Россией и Западом противодействие осуществлению евразийского интеграционного проекта становится важнейшим направлением внешней политики Запада на постсоветском пространстве.

6. Обеспечение безопасности на постсоветском пространстве связано в настоящее время как с явно выраженными внешними угрозами, так и с устранением накопившихся социально-экономических проблем, которые оказывают самое непосредственное воздействие на состояние стабильности в странах СНГ.

7. Новые Независимые Государства стремятся к укреплению своего суверенитета и своей государственности. Это объективный процесс, который ограничивает возможности реализации евразийского интеграционного проекта. Интеграция предполагает передачу части функций по принятию решений, касающихся прерогатив национального государства с национального уровня на наднациональный. Однако любое ограничение суверенитета государства воспринимается национальными элитами крайне болезненно. Они видят в этом стремление со стороны России восстановить свое доминирование на постсоветском пространстве.

8. В конкурентной борьбе с такими центрами силы, как США, ЕС и Китай – Россия не имеет достаточных ресурсов для того, чтобы добиться очевидного, преобладающего влияния на постсоветском пространстве. Поэтому целесообразно искать различные формы взаимного сотрудничества, с помощью которых Россия могла бы сохранить на приемлемом для нее уровне влияние в регионе и избегать по возможности прямой конфронтации, как это сейчас происходит в Украине.

9. Украинский кризис является серьезным вызовом интересам России. Отношения с Украиной имеют важное значение для РФ. Это требует от Москвы принятия взвешенных и хорошо продуманных шагов.

10. В настоящий момент в мире наблюдается затухание процесса глобализации и поворот государств в сторону укрепления своего суверенитета. Этот процесс негативно отражается на реализации евразийского интеграционного проекта и на обозримую перспективу будет выступать в качестве его тормоза. Вместе с тем в условиях глобализации, как ответ на её проявление, усиливается регионализация, в рамках которой происходит включение различных стран в основные потоки глобализации. Этот фактор позитивно воздействует на возможности реализации евразийского интеграционного проекта.

В настоящее время ни одна страна в мире не может позволить себе роскоши существовать вне интеграционных региональных проектов, и ННГ не является здесь исключением. Однако основная проблема заключается в том, что у них есть альтернатива участию в евразийском интеграционном проекте в виде присоединения в той или иной форме к ЕС или к китайскому проекту Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП). На сегодняшний день эти два интеграционных проекта для многих ННГ более предпочтительны, чем евразийский интеграционный проект, т.к. они сулят им значительные инвестиции, доступ к современным технологиям и методам управления, выходу на ёмкие рынки Европы и Китая, включению в производственные цепочки транснациональных компаний.

11. В этих условиях возможным выходом из такого положения явилось бы в рамках российско-китайских договоренностей о сопряжении евразийского интеграционного проекта и проекта ЭПШП налаживание интеграции на основе Шанхайской организации сотрудничества. В этом случае появляются реальные возможности развития интеграции на евразийском пространстве благодаря сотрудничеству России и Китая. Вместе с тем, учитывая разницу потенциалов этих двух стран, следует иметь в виду, что в этом интеграционном процессе Россия вполне вероятно играла бы роль младшего партнера Китая.

12. Анализ внешнеполитических доктрин и концепций национальной безопасности ННГ показывает, что они ориентированы на проведение т.н. политики многовекторности, которая направлена на сотрудничество с основными мировыми центрами силы. Для большинства ННГ развитие отношений с Россией и участие в евразийском интеграционном проекте не является приоритетным направлением их внешнеполитической деятельности. Сегодня очевидно, что с точки зрения своей политической ориентации и соответственно отношения к евразийскому интеграционному проекту все ННГ можно разделить на три группы стран. 1-я группа – это те страны, которые ориентированы на сотрудничество с Россией, на участие в российском интеграционном проекте (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан); 2-я группа стремится к вхождению в европейский интеграционный проект (ЕС) (Украина, Молдова и Грузия); 3-я группа стран, балансирующая между Россией, ЕС и НАТО (Азербайджан и Узбекистан). Поэтому на сегодняшний день лишь часть ННГ заинтересована в участии в российском интеграционном проекте. В обозримом будущем принципиальных изменений в подходах остальных ННГ к евразийскому интеграционному проекту не произойдет.

13. За истекшие после распада Советского Союза 25 лет в ННГ сформировалось новое поколение, не связанное с опытом и традициями СССР, новое поколение политиков, которое не воспринимают Россию в качестве естественного союзника этих стран. Более того, среди них заметно возросло число тех, которые настроены по отношению к России критично и видят в лице Запада – ЕС и США – тот ориентир, который и должен определять их внешнюю политику и соответственно подходы к евразийскому интеграционному проекту. Эта тенденция будет усиливаться в предстоящие годы и негативно воздействовать на реализацию евразийского интеграционного проекта.  Среди  различных слоев населения и бизнеса заметно сдержанное отношение к реализации процессов евразийской интеграции. Значительная часть общества в этих странах слабо представляет себе его суть и не видит для себя каких-либо конкретных социальных и экономических результатов от участия в нем.

Анализ программ политических партий, действующих в ННГ, свидетельствует о том, что ориентация на евразийский интеграционный проект не является определяющей в их политической деятельности. Эти программы нацелены либо на укрепление суверенитета государства, либо на установление  наряду с РФ тесных связей с ЕС и США. Таким образом, пока что не имеется сколь-нибудь прочных социально-политических предпосылок для успешной реализации евразийского интеграционного проекта.

14. Вопросы внешней политики представляют собой важный фактор формирования внутренней политики ННГ, влияют на расстановку их внутриполитических сил, на внутриполитический процесс. Это особенно четко проявляется в Украине, Молдове, но и в других ННГ проявляются сходные процессы. Достигнуть консенсуса по внешнеполитическим вопросам в этих странах удастся не скоро. Анализ внешнеполитических доктрин и международной деятельности постсоветских государств приводит к выводу о том, что процесс их становления в качестве устойчивых субъектов международных отношений еще не завершен, а выбор внешнеполитических ориентиров далеко не окончателен.

15. Геополитическая и геоэкономическая фрагментация постсоветского пространства в ближайшие годы продолжится. Можно с уверенностью говорить о том, что дезинтеграционные процессы будут здесь превалирующими. Это затрудняет реализацию евразийского интеграционного проекта. Мировой экономический кризис сильно ударил по ННГ и тем самым создал новые препятствия на пути реализации евразийского интеграционного проекта, т.к. вынуждает их идти по пути протекционизма, а не открытости.

Перспективы реализации евразийского интеграционного проекта во многом зависят от возможности преодоления Россией экономического кризиса и ее развития в качестве  современного эффективно действующего государства с модернизированной экономикой и высокотехнологичным производством, что резко повысило бы её значимость для ННГ и соответственно для реализации евразийского интеграционного проекта.

Другие мероприятия
Наши партнеры