Проблемы и перспективы приграничного сотрудничества России и Украины  в условиях кризиса межгосударственных отношений

Проблемы и перспективы приграничного сотрудничества России и Украины в условиях кризиса межгосударственных отношений

10 марта 2015

Предлагаем вашему вниманию статью Кирюхина Алексея Михайловича, директора Восточно-Европейского института трансграничных исследований, заместителя председателя Целевой группы по внешним границам Ассоциации европейских приграничных регионов, член-корреспондента Академии технологических наук Украины, кандидата геолого-минералогических наук



Ключевым стартовым событием в возникновении приграничного сотрудничества между Россией и Украиной стало создание Совета руководителей приграничных областей Российской Федерации и Украины на основании коллегиального решения и протокола заседания руководителей десяти приграничных областей Российской Федерации и Украины 28 июня 1993 года в Харькове. Первое Собрание Совета руководителей приграничных областей состоялось в г. Белгороде 28 января 1994 года, на нём был утверждены устав и план работы Совета, принято Обращение участников к президентам России и Украины. Это обращение стало основанием для подписания межгосударственного соглашения о приграничном сотрудничестве в 1995 году. В дальнейшем Совет расширился до 19 участников, включив также три приграничные области Республики Беларусь, и он стал работать, таким образом, в трёхстороннем формате.

До настоящего времени было проведено 15 собраний Совета руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины с участием представителей центральных органов исполнительной власти трех стран. На основании решения Собрания Совета в 2000 году, которое состоялось в Ростове-на-Дону, в течение последующих 10 лет проведена работа по созданию в белорусско-российско-украинском приграничье еврорегионов как высшей формы приграничного сотрудничества. Последовательно были созданы еврорегионы «Днепр» (апрель 2003 г.), «Слобожанщина» (ноябрь 2003 г.), «Ярославна» (апрель 2007 г.) и «Донбасс» (октябрь 2010 г.).

Параллельно с созданием еврорегионов Совет руководителей и его исполнительный комитет инициировали создание Приграничного белорусско-российско-украинского университетского консорциума (апрель 2003 г.) и Делового совета торгово-промышленных палат белорусско-российско-украинского пограничья (апрель 2008 г.).

На протяжении нескольких лет была разработана и подготовлена к подписанию на межгосударственном уровне Межрегиональная экологическая программа по охране и использованию вод бассейна реки Северский Донец для пяти смежными регионов. В процесс приграничного сотрудничества были вовлечены также и представительные органы власти – в еврорегионах «Слобожанщина» и «Ярославна» был созданы междепутатские рабочие группы между областными советами и областными думами. На районном уровне исполнительным комитетом Совета руководителей приграничных областей были инициированы самостоятельные инструменты сотрудничества – созданы межведомственные рабочие группы по вопросам трансграничного сотрудничества, которые подготовили районные программы со смежными районами-побратимами в своих еврорегионах. Весь этот процесс осуществлялся уже при консультативной поддержке Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР), в которую последовательно вступили в качестве полноценных членов еврорегионы «Слобожанщина», «Ярославна» и «Донбасс». «Днепр» не получил полного статуса, ограничившись статусом наблюдателя и сосредоточил свою работу с другой авторитетной общеевропейской структурой – Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. Причем украинская сторона очень сильно усилила правовую сторону приграничных взаимодействий, приняв в июне 2004 года закон «О трансграничном сотрудничестве». В законе «еврорегионы» получили официальный статус базовых инструментов трансграничного сотрудничества.

Таким образом, к 2013 году российско-украинское пограничье сформировало полноценный институциональный профиль, сходный общеевропейскому.

К этому времени было завершено оформление приграничного сотрудничества как многоуровневой интегрированной системы за счет совместной работы исполкома Совета руководителей приграничных областей на макрорегиональном уровне и инициатив еврорегионов на межрегиональном и локальном уровнях. Именно с таким или сходным набором институций и инструментов сегодня позиционируют себя интеграционные границы в Европе. Следует подчеркнуть образцовую финансовую дисциплину российско-украинских еврорегионов, которые после получения полного членства регулярно перечисляли членские взносы, участвуя во всех основных мероприятиях АЕПР и работе её целевых групп. Это вселяло серьезный оптимизм в перспективы дальнейшей интеграции пограничья в общеевропейские процессы, что нашло отражение в принятии долгосрочной стратегии Еврорегиона «Донбасс» и начале подготовки аналогичных стратегических документов еврорегионами «Слобожанщина» и «Ярославна» на основе подготовленных АЕПР рекомендаций в рамках проекта ULYSSES. Возникли две постоянно-действующие площадки: ежегодные «круглые столы» «Граница – среда инноваций» (с 2005 г.) и Школа приграничного сотрудничества и международной интеграции (с 2008 г.) на главной трансграничной оси Харьков-Белгород. Еврорегионом «Слобожанщина» синхронно для Харьковской и Белгородской областей были приняты две зеркальные программы на период 2012-2016 гг., которые перевели деятельность еврорегиона на проектно-программный принцип.

Проведение в 2011 году в Курске Генеральной Ассамблеи и Ежегодного Собрания АЕПР подтвердило высокую степень доверия со стороны европейских партнеров к тем евроинтеграционным намерениям украинских и российских участников приграничного сотрудничества, которые подтверждались, прежде всего, ежедневной кропотливой работой экспертов и местных властей. Мы отметили еще в 2008 году, что российско-украинская граница начинает приобретать ключевое значение в системе европейских границ, т.к. отражает две различные стратегии со стороны Украины и России в отношении евроинтеграции: ассимиляционную модель для Украины и модель стратегического партнерства – для России. Именно эта граница стала к концу 2013 года местом встречи двух интеграций: европейской и евразийской. Именно здесь столкнулись интересы глобальных игроков.

Ситуация в приграничном сотрудничестве драматически изменилась в связи с политическим кризисом в Украине, который из столицы переместился на восток, охватил приграничные области и перешел в фазу военного конфликта. В течение нескольких месяцев 2014 года объемы приграничного сотрудничества были предельно сжаты (практически до нулевой отметки), а граница приобрела не только барьерный, но и конфронтационный облик военного противостояния.

Первым шагом уже после Минских договоренностей-2 были закрыты 23 местных пункта пропуска (мест пересечения границы), в том числе между Харьковской и Белгородской областями. Затем Кабинет министров Украины в одностороннем порядке отменил договор о малом пограничном движении с Россией. На его правовое оформление и обустройство пунктов пропуска было потрачено 10 лет совместной работы. Отменены на сегодня также большинство пассажирских поездов между Украиной и Россией, а с 1 марта введен новый режим пересечения государственной украинско-российской границы для россиян, въезд в Украину осуществляется только при наличии загранпаспорта.

В Донецкой области на сегодня создаются три военно-гражданские администрации. Военно-гражданские администрации - это временные государственные органы, которые призваны обеспечить выполнение законов Украины и не допустить гуманитарной катастрофы на определенной территории. Президент Украины подписал закон "О военно-гражданских администрациях", принятый Верховной Радой 3 февраля 2015 года. Согласно этому документу военно-гражданские администрации представляют собой временные государственные органы, действующие в составе Антитеррористического центра при СБУ, и созданы для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения безопасности и нормализации жизнедеятельности и правопорядка.

Таким образом, на сегодня отсутствует механизм, который до начала 2014 года обеспечивал согласованные действия представителей местных и региональных властей по обе стороны границы.

В Декларации Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германии в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года есть очень важный пункт: «Лидеры разделяю убеждение в том, что укрепление сотрудничества между Европейским Союзом, Украиной и Россией будут способствовать урегулированию данного кризиса». В этой связи стоит рассмотреть возможность создания переговорной площадки на межрегиональном уровне с привлечением в этот процесс представителей ОБСЕ и АЕПР. Понятно, что центральные органы власти Украины и России сделали осознанный выбор и приверженность в сторону двух континентальных интеграций – европейской и евразийской. Мирное урегулирование конфликта следует, на наш взгляд, продолжить с подключением потенциала регионального и общеевропейского звеньев. Эта новая конфигурация между участниками трансграничных взаимодействий может быть построена на перспективу в рамках специального заседания Совета руководителей приграничных областей. Сформировать «дорожную карту» такого заседания мог бы Экспертный совет по приграничному сотрудничеству, созданный в конце 2014 года в составе экспертов Украины, России, Беларуси и Целевой группы АЕПР по вопросам внешних границ с привлечением специалистов ОБСЕ.

 

 

Материал подготовлен по заказу Ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы».

 

Точка зрения автора может не совпадать с мнением Ассоциации. 

Наши партнеры