Проблемы и перспективы развития Приднестровья  в условиях Ассоциации Молдовы с ЕС

Проблемы и перспективы развития Приднестровья в условиях Ассоциации Молдовы с ЕС

27 мая 2015

Статья научного сотрудника Института экономики РАН Фокиной Людмилы Васильевны

Развитие экономики Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в 2001-2015 гг., как и ранее, происходило на фоне ряда негативных факторов политического и экономического характера, которые продолжали сдерживать ее динамичное развитие и предопределили спад ВВП. Динамика промышленного производства также обусловливалась внешнеполитическими и внутренними экономическими факторами. Именно их воздействие сказывалось на ритмичности работы приднестровских промышленных предприятий. Основу экономики региона представляет Молдавский металлургический завод, которой еще недавно являлся частью бизнеса россиянина А. Усманова. Однако в нынешних условиях российский олигарх Алишер Усманов покидает Приднестровье. Вскоре Молдавский металлургический завод в Рыбнице перейдет в собственность местных властей. На продажу выставлен и Рыбницкий цементно-шиферный комбинат. Все это можно считать тревожными сигналами не только для экономики, но и самого будущего Приднестровья. Среди других крупных предприятий, принадлежащих россиянам, значатся Бендерский Молдавкабель, Бендерский завод Прибор, обувная Бендерская фабрика Тигина, Дубоссарский винзавод Букет Молдавии.

В настоящее время экономика Приднестровья находится в критическом состоянии. Не работают или функционируют с неполной нагрузкой ряд предприятий, которые к тому же работают на дешевых или бесплатных российских энергоресурсах. За газ Тирасполь уже должен РФ 5 млрд долл.[1], хотя эта задолженность числится за Молдовой. Электроэнергия поступает на местные заводы с Молдавской ГРЭС, у которой – российский собственник - дочка РАО ЕЭС.

Надо сказать, что в 2013 г. в регионе наблюдались первые незначительные признаки роста. Однако эта тенденция имела место на фоне компенсационного роста сектора металлургии и энергетики, за счет возобновления деятельности Металлургического завода, который некоторое время простаивал из-за нехватки сырья, а в сельскохозяйственном секторе - благодаря благоприятным климатическим условиям. В результате внешняя торговля ПМР существенно активизировалась, экспорт вырос на 48%, а импорт увеличился на 8,9%[2].

Аналитиками из независимого аналитического центра Expert-Grup 2014 г. уже характеризовался слабой динамикой денежных и инвестиционных показателей по сравнению с аналогичными показателями в Молдове. Сократилась  также денежная масса, что указывало на снижение потребления.  Упали объёмы реализации продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.  В декабре 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. объем экспорта сократился на 36%, объём импорта –  на 25,8%. Если брать ведущие отрасли, то, например, в черной металлургии выпуск продукции уменьшился наполовину, в промышленности строительных материалов – на 32%, в пищевой и легкой промышленности – на 41% и 29% соответственно. В январе 2015 г. объём промышленного производства в ПМР снизился на 15-18% по отношению к январю 2014 г. [3] Спад производства коснулся порядка 42 организаций, что составляет более половины крупных предприятий  республики.  

Если же нет производства и экспорта, то, естественно, меньше становится и налоговых поступлений в бюджет. В свое время при принятии закона о республиканском бюджете Правительство, видя негативные тенденции, проявившиеся с октября 2014 г., уменьшило план по доходной части бюджета. Это был пессимистический прогноз. Однако сегодня положение таково, что этот прогноз надо корректировать в сторону еще большего пессимизма.

Не оптимистичны также показатели внешнеэкономической деятельности. Экспорт за январь-февраль снизился на 20%, импорт - на 25%. Эти тенденции сказываются на поступлениях в республиканский бюджет.  За первые два неполных месяца 2015 г. бюджет недополучил порядка 40%. Если ситуация сохранится до конца года, то потери бюджета могут составить порядка 1 млрд рублей. А это средства  предназначены только на покрытие социально значимых статей, на что особое внимание обратила замминистра экономического развития И. Линник. С огромными трудностями сталкиваются промышленные предприятия (ММЗ, Рыбницкий цементный комбинат, «Молдавизолит»), которые осуществляют экспорт, в том числе и в Россию, в связи с девальвацией российского рубля, украинской гривны, молдавского лея, что в целом негативно влияет на экономику региона. Помимо этого, на снижение экспорта повлияли отказы украинских партнёров от поставок продукции и продолжающиеся ограничения со стороны  Молдовы  при осуществлении экономической деятельности. В частности, отрицательно сказалось на объёмах экспорта продукции на российский рынок введение в прошлом году Молдовой акциза на сырьё, импортируемое из Приднестровья. В конечном итоге РМ приняла закон об отмене этого акциза. Однако в августе 2014 г в. РМ в ответ на эмбарго России не стала принимать документы приднестровских экспортеров по определенным видам товаров, что также отрицательно сказалось на объёмах экспорта нашей продукции на российский рынок.

На этом фоне по-прежнему сохраняется особая роль российского фактора в экономическом развитии. С позиций ПМР, от России республика получает не только гуманитарную помощь. Речь также идет о том, что, во-первых, российское военное присутствие является одной из гарантий безопасности ПМР. Во-вторых, Россия остается основным внешнеторговым партнером. В 2014 г. Важным событием в отношениях ПМР с Россией в 2014 г стало подписание меморандумов о межведомственном сотрудничестве.

Следует подчеркнуть, что все  проблемы в экономике ПМР берут свое начало  с 2006 г. После замены молдавскими властями таможенных печатей в марте 2006 г.  стало ясно, что внешнеэкономическая деятельность ПМР все сильнее подпадает под контроль Правобережной Молдовы. До этого времени Молдова сама выдала ПМР таможенные печати для ведения самостоятельной внешнеэкономической деятельности региона. В результате экономические агенты региона были вынуждены регистрироваться в Кишиневе и, таким образом, Молдова получала возможность оказывать на них давление. Изменения правил внешнеэкономической деятельности можно расценивать как инструмент давления на Приднестровье,  как санкции. Речь, в сущности, идет об экономической блокаде ПМР со стороны Молдовы, которая сейчас только усилилась.

  Торгово-промышленная палата непризнанной ПМР подсчитала, во сколько обошлась экономике экономическая блокада, введенная Молдовой совместно с  Украиной, начиная с марта 2006 г. (когда были запрещены экспортные операции на основе таможенного оформления ПМР). Итак, в 2006 г. общие потери ПМР составили более 450 млн долл, прямые потери приднестровских предприятий в 2006-2013 гг. - более 250 млн долл, потери местного бюджета – 80 млн долл, а косвенные потери и упущенная выгода исчисляются сотнями миллионов ежегодно[4]. Были уничтожены целые сектора экономики, ликвидирована приграничная торговля, огромные, угрожающие социальной стабильности масштабы приняла трудовая миграция. Всего из-за автотранспортной блокады приднестровский бюджет потерял не менее 27,65 млн долл, а транспортные компании - 135 млн долл. Железнодорожная блокада, которую удалось снять только в 2012 г. привела к убыткам местных экономических агентов еще в 74 млн долл, а госпредприятие «Приднестровская железная дорога» недополучила 11 млн долл. Приднестровским предприятиям  с 2006 г. пришлось проходить двойное таможенное оформление. Они вынуждены были осуществлять таможенные платежи в пользу бюджета РМ в размере 0,4% за импорт и 0,1% - за экспорт от таможенной стоимости товара. С 2006 г., о чем говорится в аналитической записке ТПП ПМР, общие затраты приднестровских компаний на таможенное оформление импорта и экспорта товаров в правобережной Молдове составили около 14 млн долл[5].

Молдова, подписывая 27 июня 2014 г. соглашение об ассоциации между РМ и ЕС, не учитывала интересы приднестровских  предприятий и приднестровской экономики. По мнению Президента ПМР, сложилось впечатление, что молдавско-европейскую ассоциацию молдавские власти используют для оказания, в первую очередь, экономического давления на Приднестровье в целях получения политических уступок.

По предварительным расчетам приднестровской стороны, требуемая соглашением о зоне свободной торговли отмена ввозных пошлин на европейские, а в перспективе и турецкие товары (создание ЗСТ с Турцией – одно из условий подписания соглашения об ассоциации с ЕС), приведет к ежегодным прямым бюджетным потерям Приднестровья в 30 млн долл. Одновременно расчеты европейских экспертов прогнозировали увеличение  приднестровского экспорта в страны ЕС  всего на 24,4 млн долл. Это означало вытеснение приднестровских товаров с внутреннего рынка и необходимость для производителей поиска альтернативных рынков сбыта[6]. Кроме того свободный экспорт из ЕС в ПМР дешевой продукции сельскохозяйственного происхождения может привести к развалу перерабатывающей промышленности АПК. Таким образом, подписанное Молдовой соглашение об ассоциации с Евросоюзом и создании зоны свободной торговли с ЕС для экономики Приднестровья представляет собой новые угрозы.

Вместе с тем, Е. Шевчук подчеркивает, что преобладающее количество граждан Приднестровья выступает за интеграцию с Российской Федерацией и участие в евразийской интеграции. Именно в этом вопросе состоит одно из ключевых противоречий в отношениях между ПМР и РМ:  Молдова взяла курс на европейскую интеграцию, а Левобережье стоит за евразийскую интеграцию. Сейчас евразийскую идею поддерживают более 90% приднестровцев.

 Второе концептуальное расхождение во взглядах, как известно, связано с разным подходом сторон относительно разрешения приднестровского конфликта. Молдова настаивает на территориальной целостности страны, ПМР ратует за самостоятельное развитие.

Говоря о проблеме передвижения граждан между Приднестровской Молдавской Республикой и Молдовой, Евгений Шевчук также обратил внимание на то, что по просьбе Европейского союза перед подписанием соглашения об ассоциации Молдовы с Европейским союзом Кишинев начал фактически обустраивать границу с Приднестровьем, называя, правда, это пунктами миграционного контроля. Но на самом деле эти пункты и посты выполняют полный объем функций государственной границы: таможенные, пограничные функции. Фактически выстраивается государственная граница со стороны Молдовы с Приднестровьем. Это право,конечно, у Молдовы существует избрать свой, именно такой путь. Однако, по мнению Е. Шевчука, в этой ситуации справедливее было бы  реализовать другую формулу, а именно «цивилизованный развод» с Молдовой, чтобы не создавать дополнительных проблем для Приднестровья, в частности, обеспечения необходимыми  экономическими потребностями.

Киев сейчас также усиливает экономическую блокаду непризнанной республики. По заявлениям Киева, охрана границы с Приднестровьем усилена в связи с тем, что с территории республики якобы «можно ожидать вторжения». В результате такой политики украинского руководства существенно сократились объемы грузовых перевозок, идущих в непризнанную республику и из нее. По сути, эта очередная транспортная блокада поставила под угрозу функционирование многих приднестровских предприятий и, в конечном итоге, наносит серьезнейший удар по населению республики, треть которого имеет гражданство Украины. По оценке властей Приднестровья, таможенные платежи из-за транспортной блокады могут упасть в 10 раз.

Надо признать, что экономический крах Приднестровья, который можно ожидать из-за  блокад соседних стран,  не выгоден Молдове. Он может создать дополнительно новые проблемы в целом в экономике самой Молдовы. Приднестровские эксперты считают, чтобы не допустить этого краха, по всей вероятности, следовало бы попробовать путем переговоров найти некий общий экономический тройственный компромисс между Россией, Молдовой и Приднестровьем. Примером тому могут служить переговоры между РФ и Украиной в 2014 г., в результате которых удалось достигнуть компромисса по вопросу доступа украинской продукции на российский рынок.

Сейчас после ассоциации с ЕС молдавские власти предлагают в качестве будущей системы экономических отношений с Приднестровьем создать «единое экономическое пространство», а ПМР, в свою очередь, считает приемлемым «режим / зона свободной торговли»  без создания с Молдовой  единого экономического пространства[7]. Предложение ПМР сводится к тому, чтобы вне зависимости от ассоциации Молдовы с ЕС предложить Молдове  заключить соглашение о региональной зоне свободной торговли, которое могло бы  иметь различные варианты его реализации.

Для Приднестровья крайне актуально  стоит вопрос о  торговом режиме с ЕС после 2015 г.  Как известно,  до этой  даты предусмотрено сохранение для ПМР использования режима Автономных Торговых  Преференций (АТП). С 2007 г. по настоящее время хозяйствующие субъекты ПМР пользуются таможенными льготами ЕС в результате предоставления Молдове АТП. Молдавское руководство, считая ПМР своей территорией, вынуждено было распространить этот режим и на приднестровскую внешнюю торговлю. Таким образом, экспортеры ПМР поставляли в ЕС продукцию, классифицированную по пяти из шести товарных статей (за исключением алкогольных напитков), в соответствии с АТП. Причем продукция металлургии и легкой промышленности составляла порядка 93,3% общего объема экспорта ПМР в страны ЕС. С 1 января 2016 г.  Приднестровье  должно либо принять условия соглашения об ассоциации, заключенного между  РМ  и ЕС, либо отказаться. Оба эти варианта невыгодны  Приднестровью. Так, участие в ассоциации с ЕС для ПМР будет означать  «растворение» его в едином экономическом пространстве Молдовы, отказ от евразийской интеграции, создание барьеров для продукции на рынках  СНГ. Неучастие ПМР в этом процессе приведет к  потере европейских  рынков для экспорта своей продукции, или существенное сокращение их, поскольку возврат к обычному таможенному режиму наибольшего благоприятствования предполагает необходимость оплачивать таможенные пошлины без всяких льгот.

По мнению некоторых аналитиков, поиск оптимального решения  для ПМР все-таки возможен только  за столом переговоров.  Однако ЕС уклоняется от участия в подобных переговорах, считая, что этот вопрос относится к сфере двусторонних переговоров между РМ и ПМР.  Но уже сама по себе подобная постановка вопроса свидетельствует о принципиальной возможности  предоставления Тирасполю специального торгового режима с ЕС. В то же время, по мнению ПМР,  такой вариант вряд ли осуществим.  Молдова не может самостоятельно  обсуждать специальные режимы торговли для Приднестровья в силу отсутствия  мандата ЕС на такие действия.  Кроме того, серьезной помехой для каких-либо переговоров между Тирасполем и Кишиневом  служит фактически нулевой уровень доверия  в  их официальных отношениях.

Вместе с тем, по мнению приднестровских аналитиков, формирование специального  торгового режима Приднестровья с ЕС и восстановление в полном объеме режима свободной торговли Молдовы с РФ  в совокупности с региональным  режимом свободной торговли между двумя берегами Днестра  могло бы привести к созданию такой территории в качестве модели для выработки механизмов  либерализации трансграничного  сотрудничества  двух важнейших интеграционных проектов – европейского и евразийского. Молдова с Приднестровьем могли бы стать территорией трансграничного сотрудничества  между  европейским и евразийским интеграционными объединениями.  Формирование торговых отношений между ними в рамках региональной зоны свободной торговли явилось бы моделью для развития свободной торговли между Западом и Востоком. 

 



[1] 29.01.2015 http://ava.md/analytics-commentary

[2] Экономическая приднестровская реальность // http://www.allmoldova.com/news/expert-grup-ekonomicheskij-rost-v-pridnestrove-v-2014-godu-byl-vremennym/

[3] Рост в Приднестровье в 2014 г был временным / Новости ПМР// http://novostipmr/com/ru  2015. 09 января.

[4] К Флоря. Приднестровье предъявляет счет и требует «особой формулы»// http://novostiprm.com/ru 2014.04 июня.

[5] Там же. К.Флоря. Все данные содержатся в комплексной аналитической записке «Блокада Приднестровья: выживание вместо развития. Весь путь меж двух огней», размещенной на сайте Министерства иностранных дел непризнанной ПМР.

[6] Из аналитической записки приднестровского МИДа. См. К.Флоря (в сноске 3).

[7] Ю.Ганин. Новые аспекты во внешней торговле Приднестровья. // http://tiraspol.ru 2014.27 октября.

Наши партнеры