Оценка эффектов от создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной - исследование ИЭ РАН и ИЭСКР

Оценка эффектов от создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной - исследование ИЭ РАН и ИЭСКР

10 июля 2015

Предлагаем Вашему вниманию ознакомиться с основными выводами проведенного сотрудниками Института экономики РАН (Дмитрий Владимирович Скрыпник,научный сотрудник Центра проблем глобализации российской экономики
Института экономики РАН;Марина Владиславовна Лещайкина, младший научный сотрудник Центра проблем глобализации российской экономики Института экономики РАН) по заказу Ассоциации «Центр ИЭСКР» исследования на тему «Оценка эффектов от создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной»[1]. В данной работе рассматриваются основные последствия подписания соглашения о создании ЗСТ Украины и ЕС.

 

Подписание Украиной Соглашения о зоне свободной торговле с Европейским союзом (ЕС) – следующий после вступления в ВТО важный шаг на пути интеграции страны в мировую экономику. Ожидается, что предполагаемые Соглашением шаги по отмене торговых барьеров приведут к углублению торговых связей с технологически и экономически продвинутым партнером, что предоставит Украине окно возможностей для модернизации и развития своей экономики. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что либерализация торговли между Украиной и ЕС предполагает гармонизацию законов, норм, правил и таможенного администрирования в отношении торгуемых отраслей украинской экономики. Это должно способствовать более мягкой и эффективной адаптации ключевых секторов экономики к европейским стандартам. Вместе с тем, результаты подписания соглашений о зоне сводной торговли, зачастую оказываются противоположными ожидаемым.

В работе моделируются последствия подписания соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС. На переходный период (пять лет) Соглашением предусматривается частичное сохранение тарифной защиты на определённые группы товаров. В долгосрочном периоде предполагается полное обнуление тарифных пошлин и снятие нетарифных ограничений в торговле межу Украиной и ЕС. В исследовании вычисляются и анализируются три группы эффектов: полной либерализации, частичного сохранения тарифной защиты и реакция со стороны Евразийского экономического союза.

Квантификация эффектов от подписания соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС осуществляется на основе оценок эластичностей товарных групп высокой степени дезагрегации, полученных в работе Kee, Nicita, Olarreaga 2005 и в меньшей степени обусловленных теми или иными предположениями в отношении структуры экономик. Эмпирическое оценивание параметров осуществялется на основе данных о стоимостных и физических объемах импорта 117 стран и взятых из базы Comtrade на уровне 6 знаков в соотвтетствии с класификатором HS (около 4600 продуктов). Данные преставлены в виде несбалансированной панели. В качетсве фатокторов производства используется труд, капитал и сельскохозяйственные земли. Данные по труду и земле взяты из Word Developmet Indicators. Оценки эластичностей из этой работы лежат в основе ряда программных продуктов Всемирного Банка, продолжительное время успешно использующихся для анализа последствий изменений режимов внешней торговли.

Результатом полной либерализации торговли, по нашим оценкам, станет наращивание украинского импорта на 2,2 млрд долларов или на 8% по сравнению с нынешним объемом (1.2%% ВВП 2013 года). Наибольшие эффекты обнаруживаются по группам «топливо», «транспортные средства», «машины и оборудование», а также «продукты питания» и «продукты растительного происхождения» (овощи, фрукты, сухофрукты).

Экспорт Украины в страны ЕС увеличится на 324,7 млн долл., или на 1,9%. Эффект «создания торговли», то есть эффект от создания новых торговых потоков, составит около 177 млн долларов, что весьма умеренно. Действительно, тарифные ставки со стороны ЕС в отношении украинских товаров уже находятся на низком уровне. Серьезные предпосылки для наращивания украинского экспорта в ЕС в результате подписания Соглашения, таким образом, отсутствуют. Поскольку вычисления не учитывают сохранение квотирования украинского экспорта полученные оценки прироста экспорта следует интерпретировать как оптимистичный сценарий. При этом наблюдаемое в сценарном анализе увеличение экспорта приходится в основном на такие товарные группы, как овощи и химия – товары низкой степени переработки. В то время как в приросте импорта преобладают товары высокой степени переработки. Кроме того, как показал анализ, полная отмена тарифных пошлин приведет к масштабному вытеснению продукции внутреннего производства импортными товарами на рынке Украины. Так, например, в сценарии полной либерализации, несмотря на заметный прирост экспорта по группе «Животные», прирост импорта по той же группе превышает прирост экспорта в 22 раза!

Общий эффект благосостояния, связанный с изменением торгового режима, составляет весьма незначительную величину 0,04% ВВП. Потери тарифной выручки в случае отмены пошлин, напротив, велики, и составят 924 млн. долл. или 0,5% ВВП.

Следует отметить, что полученные в настоящей работе оценки согласуются с оценками других работ на тему интеграции Украины в ЕС. Так, в работе «European Neighborhoods – Challenges and Opportunities for EU Competitiveness»[2] П.Хавлика, рассматриваются последствия отмены пошлин со стороны ЕС и стран Европейского кольца (куда входит Украина). Поскольку к Украине со стороны ЕС применяются весьма низкие импортные пошлины (среднее значение не превышает 0,4%), то заметного увеличения импорта из этой страны в случае отмены пошлин, автор также не находит. Двусторонняя отмена тарифов невыгодна для Украины, так как сопровождается значительными потерями тарифной выручки (около 718 млн долл.) при незначительном росте экспортных поставок в ЕС. В работе M. Frey, Z. Olekseyuk-Viber 2010 не обнаруживается улучшение благосостояния, но ожидается увеличение импорта на 1,45% и экспорта на 1,65%. Причины, столь значительного увеличения экспорта, однако, не обсуждаются, а с учетом и без того низкой тарифной защиты со стороны ЕС в отношение украинских товаров и сохранении квотирования и вовсе выглядят не убедительно. В работе Emerson 2006, авторы приходят к выводу, что сама по себе торговая либерализация не дает выигрыша для экономики Украины. Не обнаруживается рост благосостояния, не происходит также заметного роста ВВП. Вместе с тем, в работе отмечена возможность возникновения существенного негативного влияния (trade diversion) на торговые потоки со странами СНГ, что подтверждается в настоящей работе.

Анализ эффектов сохранения частичной тарифной защиты, призванной обеспечить безболезненную адаптацию экономики Украины к режиму свободной торговли с ЕС показал, что предусмотренная Соглашением на переходный период частичная защита (тарифами и квотами) является малоэффективной и не соответствует темпам адаптации экономики Украины к новым условиям торговли. Так увеличение импорта в случае полной либерализации торгового режима произойдет на 36%, а в случае частичной либерализации – на 26%. Средневзвешенная ставка тарифа падает с 3,9% до 2,1%. Рассматривались следующие товарные группы: продукты растительного происхождения, продукты питания, топливо, транспортные средства, машины и оборудование, которые составляют свыше 60% общего объема импорта Украины из ЕС. По остальным товарным группам значимых эффектов обнаружено не было.

Подписав Соглашение о либерализации торгового режима с ЕС, Украина становится участником одновременно двух зон свободной торговли: с ЕС и с СНГ. В случае, если договориться о совмещении двух совершенно разных экономических пространств не удастся, то возможен, предусмотренный Соглашением о ЗСТ стран СНГ, переход на режим наибольшего благоприятствования, означающий повышение тарифной защиты до максимального уровня. Предполагается, что в этом случае со стороны стран таможенного союза - России, Белоруссии, Казахстана – будет установлен импортный тариф в отношении Украины на уровне 7% (соответствующем тарифной защите в отношении ЕС). Как показал анализ, при таком развитии событий украинский экспорт может сократиться на сумму до 1,8 млрд. долл. Преимущественно сокращение экспорта будет происходить в отношении России – второго после ЕС торгового партнера Украины. Наибольшие потери приходятся на товарные группы: продукты переработки нефти (смазочные масла, керосин и пр.); металлы и транспортные средства.



[1] Скрыпник Д.В., Лещайкина М.В. Оценка эффектов от создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной // Проблемы и перспективы взаимодействия между Европейским союзом, Украиной и Россией в новых условиях: материалы сборника научных трудов Ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы» / Под ред. С.Г. Арбузова и Р.С. Гринберга. – М., 2015. С. 130-165. Электронный ресурс: http://rescue.org.ru/upload/book_2015-06-11.pdf

[2] P.Havlic et al  European Neighborhoods – Challenges and Opportunities for EU Competitiveness // European Competitiveness Report, 2012.– P.169.

Наши партнеры