Российско-белорусские отношения: в режиме напряженного ожидания?

Российско-белорусские отношения: в режиме напряженного ожидания?

18 декабря 2015

 

Автор: Алексей Шурубович, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН,кандидат экономических наук, эксперт Ассоциации «Центр ИЭСКР»


14 декабря 2015 г. в Москву с официальным визитом  прибыл президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Первоначально российско-белорусская встреча на высшем уровне намечалась на конец ноября, но была отложена по причине высокой загруженности рабочих графиков глав двух государств. 15 декабря прошли переговоры А.Лукашенко с президентом РФ Владимиром Путиным, на которых обсуждался широкий спектр вопросов российско-белорусского взаимодействия и международной повестки дня, включая, в частности, торгово-экономическое сотрудничество, сотрудничество в военно-технической сфере, ситуацию на Украине, Ближнем Востоке и других горячих точках, углубление экономической интеграции на евразийском пространстве.

Встреча руководителей двух стран открылась в непростой для российско-белорусских отношений обстановке. Продолжается снижение взаимного товарооборота, во многом обусловленное экономическим кризисом в обеих странах: в январе–октябре 2015 г. товарооборот между РФ и РБ уменьшился, по официальным белорусским данным, на 27,2% по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. (с 31,5 млрд до 22,9 млрд долл.), в том числе экспорт Белоруссии в РФ – на 33,1%, импорт – на 23,0%. В подвешенном состоянии находится вопрос о предоставлении Белоруссии кредита от фактически контролируемого Россией Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере 2 млрд долл. (первоначально Белоруссия запрашивала 3 млрд долл.). В начале декабря 2015 г. Совет ЕФСР отложил принятие решения о выделении кредита, мотивируя это отсутствием необходимых решений белорусской стороны по реализации согласованных с Фондом стабилизационных мер. По мнению ряда экспертов, А.Лукашенко надеялся разморозить вопрос о кредите от ЕФСР в ходе переговоров лично с В.Путиным. Подошел срок подписания топливно-энергетического баланса на 2016 год – документа, определяющего, в частности, объемы и условия поставок в РБ российских энергоносителей, однако некоторые вопросы, включая цены поставок нефти, пока не согласованы: белорусская сторона настаивает на снижении нефтяных цен. Обострился конфликт вокруг ввозимой в Россию с территории РБ молочной и растительной продукции; в декабре 2015 г. Россия, в частности, ввела специальный фитосанитарный режим для следующих транзитом с территории Белоруссии овощей, фруктов и грибов ввиду предполагаемого реэкспорта попавшей под российские санкции западной продовольственной продукции, а также ограничила ввоз продукции ряда белорусских молокоперерабатывающих комбинатов, не соответствующей российским санитарным требованиям. Серьезные проблемы выявились и в военно-политической сфере. Президент РБ в октябре 2015 г. отказался санкционировать размещение на территории республики российской авиационной базы, вопрос о которой считался практически решенным; позиции двух стран по некоторым международным проблемам, включая украинский кризис и ситуацию вокруг Сирии, заметно различаются.

Наблюдатели обратили внимание на то, что в тот день, когда белорусский президент прибыл с визитом в Москву, министр иностранных дел РБ Владимир Макей встречался в Брюсселе  с руководством ЕС и НАТО: высоким представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Фредерикой Могерини, еврокомиссаром по Европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнесом Ханом и заместителем генерального секретаря НАТО Александром Вершбоу. В ходе переговоров, по сообщению пресс-службы МИД РБ, обсуждены актуальные вопросы сотрудничества Белоруссии с Евросоюзом и НАТО. Некоторые эксперты сделали из этого вывод о продолжении президентом РБ политики лавирования между востоком и западом и попытке А.Лукашенко «подстраховаться» на западе на случай неудачных для него итогов переговоров в Москве.

Вопреки имевшимся ожиданиям, встреча президентов двух стран обошлась без сенсаций и «прорывных» документов. По итогам переговоров вместо планировавшегося пакета договоров и соглашений был подписан лишь имеющий сугубо формальный характер Протокол об обмене грамотами о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории государств-участников Союзного государства от 24 января 2006 года.

Руководители двух стран подписали совместное заявление, в котором, в частности, говорится, что Белоруссия и Россия договорились скоординировать усилия в Союзном государстве и Евразийском экономическом союзе по созданию дополнительных условий для увеличения объемов взаимной торговли и повышения деловой активности реального сектора экономики двух государств. Добиться поставленной цели стороны намерены в том числе путем проведения согласованной промышленной и агропромышленной политики, развития инвестиционного и инновационного сотрудничества, реализации совместных кооперационных, а также инфраструктурных проектов, устранения барьеров в двусторонней торговле, активизации межрегионального сотрудничества. Отмечается, что две страны продолжат работу по обеспечению равенства прав граждан, интенсифицируют сотрудничество в гуманитарной и культурной сферах, продолжат координацию сотрудничества на международной арене, будут принимать активное участие в укреплении мира и стабильности, в том числе в предотвращении и мирном урегулировании международных конфликтов, постконфликтном миростроительстве и противодействии таким вызовам и угрозам как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения. Стороны условились, что сроки проведения Высшего Государственного Совета – высшего органа Союзного государства – будут согласованы в начале следующего года. Средства союзного бюджета 2016 г. предполагается направить на реализацию 40 союзных программ и мероприятий. В подписанных документах ничего не говорится ни о предполагаемом размещении российской авиабазы на территории РБ, ни о кредитной поддержке для Белоруссии, ни об условиях поставки российской нефти в РБ.

Тем не менее, в заявлении для печати по итогам переговоров президент РБ заявил, что «Сегодня не осталось ни одного вопроса, по которому мы бы не договорились и которые бы нуждались в какой-то углубленной проработке. Есть пара вопросов, которые в течение недели будут доработаны и по ним будет приняты решения правительствами». Это, на наш взгляд, говорит о том, что в недалеком будущем решения по принципиальным вопросам взаимных отношений все же последуют.

По мнению белорусского политолога Николая Радова, «чувствуется, что белорусов о чем-то негласно попросили – слишком уж бросается в глаза упор на совместные усилия в области международных отношений… Нет официального заявления о российской военной авиабазе, но есть слова о стремлении совместно работать над повышением уровня коллективной безопасности, в том числе в формате Организации Договора о коллективной безопасности». «Вероятно, - приходит к выводу Н.Радов, - Лукашенко удалось отстоять свою точку зрения по этому вопросу и теперь база, если она появится, будет под знаменем ОДКБ».

Вопрос о предоставлении Белоруссии кредита, судя по итогам московского саммита, пока остается открытым. Его решение, видимо, будет зависеть не только от выполнения экономических условий кредитования, но и от прогресса на других направлениях сотрудничества, включая военно-техническую сферу. По мнению Н.Радова, перспективы оказания финансовой помощи Белоруссии прояснятся до Нового года, причем эта помощь будет выделяться частями и из нескольких источников. Другой белорусский политолог А.Поротников полагает, что «Практически у официального Минска есть ресурсы, чтобы продержаться на нынешнем уровне минимум год. Кроме того, сейчас активно ведутся переговоры с МВФ о выделении кредита в 3 миллиарда долларов. Проще говоря, Беларусь будет искать деньги в другом месте». На наш взгляд, однако, «восточные» и «западные» источники финансирования Белоруссии вряд ли уместно противопоставлять; власти РБ будут пытаться получить кредиты как от России и ЕФСР, так и от МВФ и других западных структур, а также от Китая. Другой вопрос, насколько успешными окажутся эти попытки.

В ближайшее время, очевидно, прояснится ситуация с поставками российских энергоресурсов. Принципиальные условия этих поставок согласованы ранее, а оставшиеся вопросы, включая уровень цен на российскую нефть, будут решены на уровне хозяйствующих субъектов в сжатые сроки. Разногласия здесь не настолько велики, чтобы препятствовать взаимоприемлемому решению.

Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что российско-белорусские отношения после московского саммита находятся в режиме напряженного ожидания.

 

_____________________________________________________________________________________Точка зрения автора может не совпадать с мнением Ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы».



Наши партнеры