Беларусь – ЕС: новая страница в отношениях?

Беларусь – ЕС: новая страница в отношениях?

22 февраля 2016

15 февраля 2016 г. Евросоюз принял решение об отмене большинства ограничительных мер, введенных ранее в отношении Беларуси. В чем причины такого решения, и каковы его последствия для взаимного сотрудничества Беларуси, ЕС и России? Об этом в своей статье пишет эксперт Ассоциации «Центр ИЭСКР», ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат экономических наук Алексей Шурубович.



15 февраля 2016 г. на заседании Совета Евросоюза в Брюсселе министры иностранных дел стран ЕС приняли официальное решение об отмене большинства ограничительных мер, введенных ранее в отношении Беларуси (под предлогом ущемления демократических свобод и нарушения прав человека в этой стране) и временно приостановленных в октябре 2015 г. на четырехмесячный срок. Этим решением предусматривается снятие визовых ограничений в отношении президента Республики Беларусь (РБ) А. Лукашенко и 170 белорусских чиновников и размораживание их активов в странах ЕС; из «черного списка» исключены также 10 белорусских компаний. Главы МИДов стран ЕС мотивировали отмену санкций тем, что «расширение канала коммуникаций будет гораздо больше способствовать прогрессу в различных областях, чем изоляция». При этом под санкциями остаются четыре человека, которых ЕС считает причастными к исчезновениям ряда оппозиционных политиков в конце 1990-х гг. Сохраняется также запрет на поставки оружия и спецтехники в РБ.

Решение об ослаблении режима санкций в отношении РБ, принятое вопреки возражениям некоторых членов ЕС (в частности, Швеции) и мнению белорусской оппозиции, обусловлено рядом факторов. Формальной его причиной стал достигнутый в последнее время в Беларуси определенный прогресс в области развития демократии и соблюдения прав человека. В стране освобождены все лица, которых в ЕС считали политзаключенными, ослаблено давление на оппозицию, без явных нарушений и эксцессов прошли (в отличие от предыдущих выборов) президентские выборы в октябре 2015 г. Хотя, по мнению официальных лиц ЕС, Беларусь еще не вполне соответствует демократическим стандартам, и проблемы с правами человека в республике сохраняются. Тем не менее, достигнутый прогресс в этом отношении дает достаточные основания для серьезных шагов навстречу РБ со стороны Евросоюза.

Однако, на наш взгляд, главная причина решения ЕС лежит в сфере геополитики. Обострение военно-политической ситуации в последнее время (прежде всего, конфликт на Украине, в котором РБ заняла достаточно взвешенную и нейтральную позицию) увеличивает значение Беларуси как переговорной площадки для обсуждения острых международных проблем. Переговоры по урегулированию кризиса на Украине в Минске в сентябре 2014 г. и особенно в феврале 2015 г., в организации которых руководство РБ сыграло значительную и конструктивную роль, показали всю противоестественность санкционного давления на миролюбивое государство, прилагающее немало сил для укрепления европейской и глобальной безопасности. Есть в решении ЕС и скрытый расчет на возможную будущую внешнеполитическую переориентацию Беларуси с России (которая рассматривается многими евроатлантическими политиками в качестве главной угрозы) на Запад, учитывая серьезные проблемы в российско-белорусских отношениях и различия в подходах двух стран к ряду международных проблем (прежде всего, к событиям на Украине). Не случайно в последнее время Евросоюз «обхаживает» Беларусь. Так, на переговорах делегации ЕС в Минске в декабре 2015 г. была утверждена повестка дня дальнейшей реализации программы «Европейский диалог для модернизации Беларуси»; прозвучали заявления о том, что ЕС готов удвоить в 2016 г. финансовую помощь республике, помочь ей со вступлением в ВТО и получением кредитов со стороны международных институтов, в частности, Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Ослабление санкционного режима стало новым важным шагом в этом направлении. В дальнейшем предполагается с помощью расширения  взаимных контактов, в том числе на региональном и местном уровне, способствовать эволюции политического режима в РБ в желательном для Евросоюза направлении.

Решение Совета ЕС в отношении Беларуси имеет и серьезную экономическую составляющую. Как отмечает белорусский экономист и публицист А.Алесин, в последнее время убытки стран ЕС от санкций в отношении РФ и российских контрсанкций растут, а  Беларусь рассматривается как транзитная территория, через которую Запад намерен продолжать свой бизнес в России. Отмену антибелорусских ограничительных мер, по его мнению, следует трактовать прежде всего как «желание Запада смикшировать потери от санкций против России». Об этом же говорит доцент МГИМО К.Коктыш, отмечающий, в частности, что «европейские производители, которые в силу санкций ограничены в России, могут реализоваться через Беларусь. Речь может идти о релокации производств, поскольку Беларусь является членом Евразийского союза, и в этом плане европейские компании могут сохранить свой доступ на российский рынок, который они во одностороннем порядке теряют в пользу Китая».

Существенно выигрывает от ослабления санкционного режима ЕС и сама Беларусь. Февральское решение Совета Евросоюза является для нее серьезной победой с точки зрения улучшения международного имиджа республики. А.Лукашенко уже не рассматривается в качестве «последнего диктатора Европы», с ним всерьез хотят иметь дело, и это активно (и довольно успешно) используется белорусской пропагандой. Ослабление санкций, по расчетам белорусского руководства, даст импульс и развитию экономических связей республики с Евросоюзом, хотя сами по себе санкции имели для  этих связей лишь символическое значение. Несмотря на серьезное снижение взаимного товарооборота в последние годы (в 2015 г. товарооборот Беларуси с ЕС снизился по сравнению с 2014 г. на 28,3%, в т.ч. экспорт РБ – на 19,4%, импорт – на 38,3%),  Евросоюз стабильно остается вторым по значению торговым партнером РБ после России. Объем взаимного товарооборота Беларуси и стран ЕС в 2015 г. составил 14432,8 млн долл. (25,3% общего внешнеторгового оборота РБ), в том числе белорусский экспорт – 8602,0 млн долл. (32,2% общего экспорта), импорт – 5830,8 млн долл. (19,2% общего импорта). Следует при этом отметить, что торговое сальдо РБ с Евросоюзом, в отличие от торговли с Россией, является устойчиво положительным, что придает развитию торгово-экономических отношений с ЕС особое значение с точки зрения оздоровления платежного баланса, являющегося ныне одной из основных экономических задач республики. Ослабление санкций, как надеются в Минске, приведет к облегчению доступа к западным технологиям, к росту объема западных инвестиций. Белорусский эксперт А.Алесин отмечает: «В Белоруссию придут западные инвесторы, которые раньше целились на Россию. Товар, произведенный по западным технологиям в Белоруссии, будет поступать на российский рынок».

Что же касается влияния ослабления антибелорусских санкций ЕС на Россию и российско-белорусские отношения, то здесь можно, как представляется, выделить несколько аспектов. В политическом плане вся история с санкциями против РБ убедительно показывает несостоятельность санкций как инструмента международной политики, о чем в последнее время постоянно заявляет Россия. Улучшение международного имиджа ближайшего союзника будет, на наш взгляд, «работать» и на укрепление международных позиций РФ, которой теперь будет легче продвигать через Беларусь свои внешнеполитические (и не только) инициативы. Кроме того, Россия, как и страны ЕС, сможет уменьшить ущерб от взаимных санкций, используя для развития торгово-экономических связей со странами Евросоюза белорусскую территорию. Надежды же западных политиков на изменение внешнеполитического вектора РБ, на наш взгляд, вряд ли оправдаются – по крайней мере, в ближайшей перспективе. Даже несмотря на значительные трудности в российско-белорусских отношениях, которые требуют специального анализа, у Москвы, как справедливо отмечает российское интернет-издание «Lenta.ru», «гораздо больше рычагов воздействия на белорусскую действительность, чем у Брюсселя или Вашингтона».

Ближайшее будущее покажет, действительно ли ослабление антибелорусских санкций  откроет, как надеются в Минске, Брюсселе и других европейских столицах, новую страницу в отношениях Беларуси с ЕС. Опыт прежних лет, однако, подсказывает, что это вряд ли произойдет (санкции против Беларуси ранее неоднократно вводились, отменялись и вводились снова), хотя в ближайшей перспективе февральское решение Совета ЕС, несомненно, сыграет в развитии взаимных отношений позитивную роль.  

Наши партнеры