Украине присвоен «мусорный» суверенный рейтинг

Украине присвоен «мусорный» суверенный рейтинг

15 ноября 2016

Международное рейтинговое агентство Fitch 11 ноября изменило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной и национальной валютах с преддефолтного уровня «ССС» до уровня «B-».

Напомним, что рейтинги облигаций ниже BBB- считаются опасными для инвестирования и в просторечии называются «мусорными» (junk bonds).

Почти год назад (18 ноября 2015 года) рейтинг Украины был повышен с уровня RD (ограниченный дефолт) до преддефолтного CCC. В мае 2016 года Fitch подтвердило его на этом уровне.

Динамика рейтинга дефолта эмитента Украины (Fitch)

Источник: Trading Economics http://ru.tradingeconomics.com/ukraine/rating

Чтобы понять, вышла Украина на тренд восстановления своего имиджа, как институционального заемщика, либо же это улучшение по «формальным» признакам, необходимо проанализировать факторы, которые привели к изменениям в рейтинге.

Главным фактором, способствующим изменению рейтинга, является сентябрьское решение МВФ о предоставлении Украине очередного транша финансовой помощи в размере $1 млрд. в рамках программы EFF. Это решение было отложено почти на один год, так как политическая напряженность привела к потере большинства предыдущим коалиционным правительством и осложнила проведение реформ правительством нового премьера Гройсмана, вступившего в должность в апреле текущего года.

В то же время неопределенность со следующим – четвертым траншем, которого так ждет Украина, и который помог бы стране укрепить международные резервы, свидетельствует о том, что МВФ не уверен в способности страны проводить реформы, согласованные с Фондом. Политическая неопределенность и затягивание с проведением важных реформ, являются важными факторами, определяющими возможность задержки с выделением средств в рамках программы МВФ в будущем. А это, в свою очередь, указывает на сохранение внешних факторов уязвимости у страны.

Реализация ряда антикоррупционных мер, о которых был проинформирован МВФ в июле 2015 г., идет медленно. Потратив все силы на внедрение системы электронного декларирования доходов и активов чиновников, правительство медленно проводит реформы, направленные на улучшение ситуации в банковском секторе, в системе пенсионного обеспечения, практически «зависла» реформа судебной системы. В то же время способность правительства Владимира Гройсмана обеспечивать дальнейшие структурные реформы остается неопределенной. Оно имеет ограниченное большинство в парламенте со слабой дисциплиной в рядах входящих в него партий.

Единственный «маркер», который более-менее выполняется в рамках Меморандума с МВФ – это «очистка» банковской системы – «банкопад» продолжается, а обманутые вкладчики тысячами стоят под Нацбанком и требуют защиты своих прав. Существуют серьезные проблемы с доходной частью бюджета, социальными программами и другими «маркерами», которые должны быть выполнены правительством в этом году.

До конца текущего года Киев ожидает еще одного пересмотра программы реформ и выделения к декабрю четвертого транша объемом $1,3 млрд. Выделение транша МВФ должно укрепить слабые резервы, а также открыть путь к получению кредитных гарантий от США и средств ЕС, являющихся важными составляющими государственного плана финансирования.

Как свидетельствуют заявления украинских чиновников, скорее всего в этом году денег от МВФ Украина больше не получит. Глава НБУ Гонтарева в своем интервью Reuters откровенно призналась, что существуют очень высокие риски того, что МВФ денег не даст. А это означает, что Украина не получит также денег в рамках связанного финансирования, в частности $700 млн. от ЕС. Соответственно, Нацбанку не удастся нарастить международные резервы до заявленных ранее $17,5 млрд.

По нашему мнению, 2017 год может стать испытанием не только для рейтинга страны и международных резервов, но и для финансовой стабильности в целом. По словам Министра финансов Украины, в следующем году стране понадобиться $9 млрд. для сохранения финансовой стабильности (в т.ч. купонные платежи и платежи по обслуживанию долга в 2017 году составят $2,5 млрд.)

Обеспечить получение дополнительного финансирования правительство Украины рассчитывает путем выхода на внешние рынки заимствований. Риски такого решения заключаются в том, что это будут достаточно дорогие заимствования – минимум под 8% в год. С таким кредитным рейтингом и неопределенностью с продолжением Программы с МВФ одалживать под 3% Украина не сможет.

В целом риск еще одного суверенного дефолта в краткосрочном периоде сглаживается достаточно «необременительным» графиком погашения до 2019 года. Однако повышение рейтинга считаем маловероятным до тех пор, пока власти страны не продемонстрируют на практике общее выполнение программы МВФ и реальные реформы, которые способствуют улучшению уровня жизни граждан.

Наши партнеры