Гендерная дифференциация на рынке труда: тенденции и проблемы

Гендерная дифференциация на рынке труда: тенденции и проблемы

7 марта 2017

Из-за старения населения и снижения роста производительности, Европа сталкивается с серьезными проблемами в повышении объема производства. Они усугубляются гендерным неравенством на рынке труда. Несмотря на достигнутый в последние десятилетия прогресс, на европейском рынке труда все еще сохраняется меньшее число женщин трудоспособного возраста, по сравнению с мужчинами, причем женщины чаще работают неполный рабочий день. Кроме того, меньшая доля женщин достигает верхних ступеней карьерной лестницы.

В настоящем обзоре доказывается, что повышение степени гендерного равенства на рынке труда может содействовать замедлению снижения потенциала экономического роста в Европе. При этом для женщин в Европе решение о работе не сводится к личному выбору — важны и меры политики. Например, режим налоговой политики для второго кормильца в семье может повлиять на стимулы к трудоустройству, а меры государственной политики, облегчающих женщинам совмещение работы с домашним хозяйством, могут также содействовать выходу или возвращению женщин на рынок труда. Растущая численность женщин в составе рабочей силы прокладывает путь к их большему присутствию на высших постах в корпорациях и улучшению показателей деятельности фирм.

По словам Кристин Лагард, Директора-распорядителя МВФ, в Европе меры политики на национальном уровне, даже с учетом личных предпочтений людей, могут повысить участие женщин в рабочей силе и расширить возможности для их продвижения.

Эмпирические данные указывают на сильную прямую связь между гендерным разнообразием на высших постах в фирмах и финансовыми показателями корпораций. Эта корреляция более ярко выражена в секторах, в которых женщины составляют большинство работников (таких как сектор услуг) и взаимодополняемость навыков и мышления — более творческий подход и инновационный потенциал — пользуется большим спросом (таких как высокотехнологичные и наукоемкие сектора).

В той мере, в которой расширение представительства женщин на высоких постах повышает прибыльность фирмы, оно может также поддержать корпоративные инвестиции и производительность, сдерживая замедление темпов потенциального экономического роста в Европе.

В прошлогоднем исследовании МВФ, в котором изучались данные 2 млн. компаний в 34 странах Европы, также делается вывод о том, что чем больше женщин занимает должности высших руководителей и в советах директоров компаний, тем выше рентабельность фирм. Присутствие еще одной женщины на высшей руководящей должности или в совете директоров связано с повышением нормы прибыли на активы на 8-13 базисных пунктов. Более высокая рентабельность компаний может содействовать инвестициям и производительности — еще один канал, по которому повышение численности женщин в составе рабочей силы может препятствовать замедлению потенциального экономического роста в Европе.

Результаты очевидны: повышение участия женщин в рабочей силе приводит к увеличению прибыли.

Увеличение числа работающих женщин

В таких стареющих регионах, как Европа, нагрузка на население трудоспособного возраста возрастает, а рост производительности снижается. Здесь как никогда велики стимулы для создания равных условий для женщин, с тем чтобы они были заняты полный рабочий день и поднимались выше по карьерной лестнице.

За последние три десятилетия миллионы женщин в Европе влились в рабочую силу. В таких странах, как Испания и Ирландия, доля женщин, работающих вне домашнего хозяйства, с 1980-х годов удвоилась — с менее чем 40 % до 80 % и более в случае Испании. В нескольких скандинавских странах и странах Восточной Европы женщины сегодня почти с такой же вероятностью, как и мужчины, имеют оплачиваемую работу. А законодательные требования гендерного разнообразия в советах директоров компаний помогли повысить представительство женщин на высших руководящих должностях — женщины сейчас занимают почти четверть позиций среди высшего руководства и в советах директоров в корпоративном секторе.

Вместе с тем, есть возможность привлечь к участию в рабочей силе еще большее число женщин. Почти во всех странах Европы женщины значительно менее активны на рынке труда, чем мужчины. Даже те из них, что заняты, работают неполное рабочее время. Хотя женщины сегодня составляют почти половину рабочей силы Европы в возрасте 25-54 лет, их доля среди высших должностей компаний существенно ниже доли мужчин.

Значение мер политики

По выводам исследования МВФ, личные предпочтения женщин и их отношение к работе являются определяющими при решении начать работать. Это в особенности касается Европы, где женщинам сегодня не мешают правовые ограничения, они имеют такой же уровень образования, как мужчины, и заводят меньше детей.

Но исследование МВФ свидетельствует и о важности мер политики в этой сфере. Устранение отрицательных налоговых стимулов для второго кормильца в семье, обеспечение достаточных услуг по уходу за детьми и наличие отпуска по уходу за ними могут расширить возможности для того, чтобы женщины могли работать столько, сколько они хотят.

Благоприятное воздействие на всю экономику

Экономические выгоды от работы могут получать не только женщины. Вовлечение большего числа женщин в состав рабочей силы благоприятно влияет на экономику страны по двум важным направлениям:

Во-первых, повышение численности женщин в составе рабочей силы приведет к увеличению ее предложения. Если женщины будут участвовать в рынке труда в той же степени, как и мужчины, рабочая сила Европы может вырасти на 6 %. Если они решат работать столько же часов, сколько и мужчины, то рабочая сила может увеличиться на целых 15 %.

Во-вторых, распространенность занятости женщин на основе полного рабочего времени является хорошей предпосылкой для увеличения доли руководящих должностей в компаниях, занимаемых женщинами. Большее число женщин среди высшего руководства и в советах директоров компаний, как подтверждает исследование МВФ, связано с более высокими финансовыми показателями компаний, что должно содействовать корпоративным инвестициям и производительности, а также дополнительно ограничивать замедление темпов потенциального экономического роста в Европе.

Положительная взаимосвязь между большим числом женщин на высоких должностях в компаниях и рентабельностью компаний сильнее выражена, согласно исследованию, в секторах, где женщины составляют большинство работников, что подчеркивает значение сближения гендерного разрыва между составом высших руководителей фирм и рабочей силой в целом. Эта положительная связь также более очевидна в наукоемких секторах услуг и высокотехнологичных отраслях обрабатывающей промышленности, где разнообразие, в том числе гендерное, может содействовать удовлетворению большого спроса на более творческий подход и инновационный потенциал.

Отмечая достижения работающих женщин в Европе, мы должны также признать, что движение продолжается. Потенциальная отдача может быть огромной.

Достижение экономических прав и возможностей женщин в мире в целом

Расширение экономических возможностей женщин может снизить уровень бедности для всех. Для того, чтобы достичь этого, нужно сначала исправить текущую экономическую модель, которая подрывает гендерное равенство и вызывает крайнее экономическое неравенство. Причем неолиберальная модель сделала его особенно трудным для женщин, которым сложнее добиться лучшего качества и лучше оплачиваемых рабочих мест, равенства в неоплачиваемой работе по уходу, влияния при принятии решений властями.

Расширение экономических возможностей женщин требует создания достойных рабочих мест для них, хороших возможностей для справедливой оплаты труда, а также роста роли женщин в принятии решений во власти. Это имеет жизненно важное значение для сокращения масштабов нищеты и достижения более широких целей в области развития. Для того, чтобы положить конец крайней нищете потребуется гораздо больше, чем просто деньги. По последним данным, гендерное неравенство в экономике развивающихся стран оценивается в 9 триллионов долларов США в год – это та сумма, которая принесет пользу не только женщинам, но поднимет на новый уровень покупательную способность различных общин и обеспечит массовый импульс развитию экономики в целом.

Однако прогресс в принятии женщин равными мужчинам идет в экономике крайне медленно, и женщины по-прежнему чаще, чем мужчины, живут в нищете. По всему миру женщины зарабатывают стабильно меньше, чем мужчины, и сосредоточены в низкооплачиваемых и наименее безопасных видах занятости. В мировом масштабе, средняя разница в оплате труда составляет 23%. Всемирный экономический форум предупреждает, что вместо улучшения, в 2016 году, гендерное неравенство в экономике вернулось на уровень 2008 года. Очевидно, что необходимы структурные изменения.

Опыт показывает, что, хотя гендерное равенство поддерживает экономический рост, не всякий рост поддерживает гендерное равенство. Текущая экономическая модель концентрирует богатство в верхней части экономики, вызывая крайнее экономическое неравенство, особенно для необеспеченных женщин. Рост неравенства замедляет сокращение масштабов нищеты, но большинство бедных в мире по-прежнему женщины.

Для достижения экономических прав и возможностей женщин, и нужно создать условия для работы женщин. Исследование в 67 развивающихся странах показали, что в среднем один из пяти мужчин не соглашается, чтобы женщины имели работу вне дома, даже если они квалифицированы. Неравенство также сохраняется в законодательстве. В 155 странах существует по крайней мере один закон, которым ограничиваются экономические права женщин.

Упомянутая выше неолиберальная модель сдерживает расширение экономических возможностей женщин по трем основным направлениям:

  • Неолиберальная политика привела к низким трудовым правам и низкой заработной плате. Страны проводят стратегии экономического развития с приоритетом дешевой и нестандартной занятости, большинство которых приходится на женщин.

Женщины также сосредоточены в неформальном секторе, где они часто испытывают недостаток прав и привилегий, таких как безопасный контракт, минимальный размер оплаты труда и социальной защиты.

  • Неоплачиваемая работа по дому не признается и ее вклад в экономику не учитывается. В настоящее время экономическая политика не стимулирует инвестиции в инфраструктуру и общественные услуги (образование, здравоохранение и социальная защита), следовательно женщины вынужденно выполняют неоплачиваемую домашнюю работу.

Во всем мире женщины выполняют неоплачиваемую работу от 2 до 10 раз чаще и больше, чем мужчины. Эта работа ежегодно оценивается в 10 триллионов долларов США для мировой экономики, что эквивалентно одной восьмой всего ВВП в мире, и больше, чем ВВП Индии, Японии и Бразилии вместе взятых. Женщины несут непропорциональную ответственность за эту работу, что отвлекает их от работы либо учебы. Недавние исследования показали, что во всем мире, 57 миллионов неоплачиваемых работников заполняют пробелы, вызванные неадекватным обеспечением здравоохранения. Большинство женщин, вынужденно отказываются от занятости в связи с необходимостью выполнять эту роль.

  • Женский коллективный голос и его влияние на принятие экономических решений сдерживается ограничениями, налагаемыми на трудовые организации.

Женские коллективные действия являются проверенным способом улучшения их прав. Однако женщины часто преобладают в неформальных секторах, которые труднее организовать, или сталкиваются с ограничениями, которые не дают их голосам быть услышанными в рабочем движении. Вложение средств в женские организации и движения, внедрение политики гендерного бюджета, может помочь отразить интересы женщин и поддержать гендерное равенство.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Обеспечение достойного труда, в том числе справедливого дохода, безопасных договоров и безопасных условий труда. Правительствам и бизнесу следует рассмотреть качество и безопасность экономических возможностей женщин. Для этого необходимы:
  • Оценка текущих трудовых стандартов и размеров заработных плат, чтобы обеспечить законодательными трудовыми нормами домашних работников, трудящихся-мигрантов и неформально занятых работников.
  • Законодательное решение проблемы насилия и дискриминации на рабочем месте.
  • Провести консультации с работниками и профсоюзами относительно повышения размера минимальной заработной платы по сравнению с прожиточным минимумом.
  • Проведение согласованных усилий по сокращению разрывов в оплате труда, в том числе обеспечение равной оплаты за труд равной ценности и поощрение возможностей достойного труда для женщин.
  • Отмена законов, дискриминирующих экономическое равенство женщин, внедрение законодательства и нормативно-правовой базы, которые поддерживают права женщин.
  • Продвижение позитивных социальных норм и отношения к работе женщин, восстановление баланса сил в домашнем хозяйстве, на местном, национальном и международном уровнях.
  • Обеспечение женщинам доступа к более оплачиваемым должностям, а также улучшение доступа к образованию и профессиональной подготовке.
  • Поощрение прозрачных путей продвижения и политики, которые поощряют работодателей нанимать и обучать низкоквалифицированных наемных рабочих.
  1. Признать, сократить и перераспределить неоплачиваемую работу по дому/уходу.
  • Правительства должны инвестировать в государственные услуги и инфраструктуру, которые сокращают и перераспределяют неоплачиваемую работу по уходу, в том числе всеобщего бесплатного общественного здравоохранения, социальной помощи, ухода за детьми, водоснабжения и канализации, а также услуг в области образования.
  • Правительства и международные финансовые учреждения должны включать неоплачиваемую работу по уходу в рамках своих стратегий экономического развития.
  • Правительства и деловые круги должны признавать большую ответственность женщин за неоплачиваемую работу по уходу и предоставлять гибкий график работы и оплачиваемого родительского отпуска.
  • Правительствам следует поощрять перераспределение неоплачиваемой работы по уходу на основе политики, которые поощряют мужчин делать справедливую долю этой работы. К ним относятся гибкий рабочий график и родительский отпуск для обоих родителей. Социальные нормы о распределении ответственности мужчин и женщин за работу по уходу, например, с помощью рекламы или общественных кампаний.
  • Правительствам и международным учреждениям следует собирать более точные данные о распределении неоплачиваемой работы по уходу и его вкладе в экономику в целом. Правительства должны увеличить фискальное пространство для расширения экономических возможностей женщин, с помощью прогрессивной, и с учетом гендерных аспектов, налоговой политики. Правительства должны преодолеть уклонения от уплаты налогов со стороны богатых корпораций и частных лиц; повысить налоги на богатых и сократить их для самых бедных; также использовать эти дополнительные доходы для инвестиций в государственные услуги.
  1. Поддержка голоса женщин - в труде и феминистских движениях, коллективных предприятиях, а также их участия в политической жизни и руководстве.
  • Правительствам следует принять гендерные подходы к составлению бюджетов, которые систематически включают женские организации и гражданское общество, чтобы обеспечить надлежащий контроль и в полной мере оценить влияние экономической политики на женщин и девочек. Они должны поддерживать подготовку организаций и женщин в этой области и улучшить сбор соответствующих статистических данных.
  • Правительства, международные институты и гражданское общество должны увеличить объем доступного финансирования женских организаций, чтобы дать им возможность последовательно и эффективно поднимать проблемы женщин в правительстве, гражданском обществе и корпоративном секторе.
  • Правительства должны обеспечить отражение в законодательстве защиту прав трудящихся женщин.
  • Все участники должны поддерживать женские коллективные предприятия и кооперативы, в том числе путем организации обучения.
  • Правительства, деловые круги и гражданское общество должны признать опасность, которая стоит перед женщинами, выступающими за права женщин. Они должны разработать эффективные меры по обеспечению того, чтобы женщины-правозащитники, в том числе члены профсоюзов, пользовались полной защитой и безопасной окружающей средой, в которой они смогут осуществлять свои действия, не опасаясь репрессий.

Источники:

  1. http://www.imf.org/external/russian/np/blog/2016/030716r.pdf
  2. https://www.oxfam.org/sites/www.oxfam.org/files/file_attachments/bp-an-economy-that-works-for-women-020317-en.pdf
  3. https://www.oxfam.org/en/research/economy-works-women
  4. http://www.dw.com/ru/%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%83-%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%85/a-37775174
  5. http://www3.weforum.org/docs/WEF_GenderGap_Report_2013.pdf
  6. http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2016/economies/#economy=UKR
  7. http://www.imf.org/external/pubs/ft/dp/2016/eur1601.pdf
Наши партнеры