Перспективы повторения Brexit в странах Вишеградской группы

Перспективы повторения Brexit в странах Вишеградской группы

19 июня 2017

Максим Бороденко

младший научный сотрудник Центра постсоветских исследований

Института экономики РАН, Москва

 

Перспективы повторения Brexit в странах Вишеградской группы

 

23 июня 2016 г. в Великобритании состоялся референдум о членстве Королевства в Европейском союзе. По итогам референдума победу одержали сторонники выхода Соединённого Королевства из ЕС, набрав 51,89% (17 410 742 голосов) [1]. Британские власти заявили, что результаты референдума будут учтены и страна покинет Евросоюз. Таким образом, Великобритания создала очень серьёзный прецедент внутри Евросоюза, который будет иметь серьёзные политические и экономические последствия. Сразу после этого в разных странах Евросоюза от Франции до Словакии евроскептики, пользующиеся в ряде стран популярностью среди населения, начали поднимать вопрос о проведении аналогичного референдума. С подобной инициативой выступила депутат Европарламента Мари Ле Пен, заявив о готовности организовать подобный референдум во Франции [2]. Ранее Партия свободы Нидерландов, которая является третьей партией в стране, заявила, что готовит проект по проведению референдума, аналогичного Brexit [3].  Также подобные идеи озвучивались и в странах Вишеградской группы, в состав которой входят Польша, Венгрия, Чешская Республика и Словакия. Крайне правая словацкая партия LSNS (Народная партия Наша Словакия) 1 июля 2016 г. начала сбор подписей за проведение референдума о выходе Словакии из ЕС [4].  Также стоит отметить, что в этих странах низкий уровень доверия к Евросоюзу. К примеру, в апреле Чешский центр исследования общественного мнения привёл данные, что лишь треть населения Чешской Республики доверяют Евросоюзу – 37% [5].  Возможно ли в этой связи повторение сценария Великобритании в странах Вишеградской группы?

Сравнивать экономики Великобритании и стран Вишеградской группы, а также последствия возможного выхода из ЕС для этих стран некорректно. Великобритания имеет более развитую и диверсифицированную экономику и можно быть уверенным, что Лондон, не без проблем, но переживёт выход из Евросоюза.

Также не стоит забывать, что Великобритания находилась в ЕС на особых условиях (в том числе экономических), была наименее интегрирована в европейскую экономику и была одним из лидеров объединения.

У стран Вишеградской четвёрки ситуация совсем другая. В случае гипотетического выхода из Европейского союза страны Вишеградской группы сразу столкнулись бы с рядом проблем, которые привели бы эти страны к экономической катастрофе.

Первой проблемой можно обозначить критическую зависимость экономик и бизнеса этих стран от иностранного (прежде всего европейского) капитала. После проведённой в 1990-е гг. приватизации во всех четырёх республиках государственных предприятий практически не осталось, поскольку они были в основном проданы иностранным и транснациональным корпорациям (прежде всего европейским – немецким, британским, французским и нидерландским).

В Венгрии, в результате приватизации из двух тысяч крупных предприятий, находившихся в руках государства, в конце 1998 г. в его собственности осталось лишь 218 предприятий. Под контроль иностранных компаний попали 70% финансового сектора, почти 70% обрабатывающей промышленности страны, до 90% автомобилестроения и химической промышленности, почти 80% электротехнической промышленности и приборостроения, около двух третей пищевой промышленности, 90% системы телекоммуникаций, более 50% сферы оптовой торговли и т.д. В 2000 г. доля иностранных участников в предприятиях, в которых имелся иностранный капитал, составляла 85,0%. Для сравнения, в 1989 г. доля иностранных участников составляла 24,1%. [6]

Из ста крупнейших мировых транснациональных корпораций уже к концу 2000 г. на венгерском рынке активно работали 76. На их долю приходилось 75-80% иностранных инвестиций в Венгрию. Их дочерние компании и филиалы, которые были учреждены на территории Венгрии, обеспечивали не менее трети венгерского ВВП и более 50% венгерского экспорта [6].

Ещё выше доля иностранного капитала в промышленных и финансовых компаниях в Чешской Республике и  Словакии. К примеру, приватизация в Чешской Республике привела к тому, что в собственности иностранных компаний сейчас находится до 80% промышленности. А в некоторых отраслях эта доля ещё выше – 97% в сфере телекоммуникаций, 94% в химической промышленности, 93% в производстве транспортных средств, 85% в сфере производства электрических и оптических приборов и т.д. [7].

В Словацкой промышленности данные практически аналогичные.
Также следует отметить, что из-за отсутствия промышленной политики со стороны правительств обеих стран, отраслевая структура чешской и словацкой промышленности была преобразована фактически исходя из интересов и требований иностранных инвесторов.

Что касается финансового и банковского секторов в Чехии и в Словакии, то на сегодняшний день они также находятся в руках иностранных банков и финансовых компаний. К примеру, в Чешской Республике иностранный капитал владеет 97% банковского сектора, 80% страхового рынка, 40% рынка ценных бумаг, 36% активов частных пенсионных фондов и 85% активов розничной торговли [7]. Данные по Словакии практически не отличаются от данных по Чехии.

Немного меньшая, однако всё равно большая зависимость от иностранного капитала наблюдается в Польше. В 2014 г. в Польше работало 26 464 компаний с долей иностранного капитала. Главные иностранные инвесторы в польскую экономику - страны Евросоюза, на долю которых приходится 89,7% прямых иностранных инвестиций в Польшу [8].

Выход этих стран из ЕС неизбежно приведёт к оттоку иностранного капитала, который, в свою очередь, приведёт к закрытию большого числа предприятий, массовым сокращениям рабочих мест, повышению уровня безработицы и многим другим проблемам.

Вторая проблема - зависимость промышленности всех четырёх стран от рынка Евросоюза, который является главным рынком сбыта для продукции стран объединения. Кроме того, другие страны члены ЕС - ключевые поставщики комплектующих для промышленности стран Вишеградской группы. На рисунках 1 – 8 показана географическая структура экспорта и импорта товаров стран Вишеградской группы.

 

Рис.1. Географическая структура венгерского экспорта в 2014 г. [9].

По итогам 2014 г. больше всего венгерских товаров было экспортировано в Германию (27%),  Румынию (5,4%), Италию (5,1%) и в другие страны Евросоюза. Как видно на рис. 1, среди главных экспортных партнёров Венгрии нет ни одной страны, не являющейся членом Евросоюза.

Рис.2. Товарная структура экспортёров товаров в Венгрию по итогам 2014 г. [9].

Что касается основных экспортёров товаров на венгерский рынок, то здесь также ведущее место занимают страны Евросоюза. Единственным отличием является лишь наличие среди главных экспортёров Российской Федерации, которая является главным поставщиком энергетического сырья в Венгрию.

Рис.3. Географическая структура польского экспорта в 2015 г. [10].

По итогам 2015 г. польские предприятия больше всего товаров экспортировали в Германию, доля которой составила 27,1%. Также среди главных экспортных партнёров были Великобритания (6,8%), Чехия (6,6%), Франция (5,6%) и другие страны Евросоюза. Единственной страной, не входящей в ЕС, является Российская Федерация, но её доля крайне мала – всего 2,9%.

Рис.4. Географическая структура экспортёров товаров в Польшу по итогам 2015 г. [10].

Что касается главных экспортёров товаров на польский рынок, то здесь главные партнёры также страны члены Евросоюза - Германия (22,9%), Италия (5,3%), Нидерланды (3,8%) и др. Но помимо них также присутствуют Китай, доля которого составляет 11,6%, Российская Федерация (доля - 7,4%) и США (2,7%).

Рис.5. Географическая структура чешского экспорта по итогам 2014 г. [11]

Главным рынком сбыта чешских товаров по итогам 2014 г. стали Германия (с долей 31%), Словакия (7,3%),  Польша (5,2%), и другие члены Евросоюза. Стоит отметить, что среди основных экспортных партнёров Чешской Республики нет ни одной страны, не входящей в Европейский союз.

Рис.6. Географическая структура экспортёров товаров в Чехию по итогам 2014 г. [11]

Что касается главных экспортёров товаров в Чехию, по итогам 2014 г. главными экспортёрами стали Германия (с долей 27%), Польша (8%), Словакия (5,7%) и другие страны члены Евросоюза. Как и в случае с Венгрией, среди основных экспортёров товаров в Чехию есть лишь одна страна, не входящая в ЕС – РФ, которая является основным поставщиком энергетического сырья в страну. 

Рис.7. Географическая структура словацкого экспорта по итогам 2014 года [12].

По итогам 2014 г. главными экспортными партнёрами Словакии стали Германия (22,04%), Чехия (12,73%), Польша(8,17%) и другие страны члены Евросоюза. Единственной страной среди главных рынков сбыта словацких товаров, не входящей в Евросоюз стала РФ, доля которой составила лишь 3,21%.

Рис.8. Географическая структура экспортёров товаров в Словакию в 2014 г. [12].

Главными экспортёрами товаров на словацкий рынок в 2014 г. стали в основном страны члены ЕС - Германия, доля которой составила 15,67%,  Чехия (10,88%), Венгрия (4,82%) и др. Из стран, не входящих в Евросоюз, среди главных экспортёров были Китай (8,21%), РФ (8,03%), Южная Корея (7,28%), и Вьетнам (3,1%).

Как видно на диаграммах, все четыре страны крайне зависимы от рынка Европейского Союза, особенно Германии и других стран «ядра» ЕС, как в плане экспорта, так и в плане импорта. Но если мы посмотрим на главных экономических партнёров ведущих стран Евросоюза, то мы увидим, что ни у одной из них, ни одна страна Вишеградской группы не является ключевым партнёром. Это показывает, что зависимость стран Вишеградской группы от Евросоюза и от ведущих стран объединения значительно выше, чем зависимость ЕС от стран Вишеградской группы. Следовательно, Чехия, Польша, Словакия и Венгрия сами в первую очередь заинтересованы в сохранении своего членства в Европейском союзе.

В случае выхода стран Вишеградской группы из ЕС и единого экономического рынка производители и экспортёры этих стран понесут колоссальные и невосполнимые потери. Кроме того, как уже было сказано, немалая часть импортируемых этими странами товаров из других стран членов ЕС является комплектующими для производимой на их предприятиях продукции и это лишь увеличивает зависимость этих стран от Евросоюза. Неизбежный разрыв действующих  соглашений со странами ЕС, в результате которого страны Вишеградской группы покинут зону свободной торговли, потеряют все торгово-экономические льготы, включая таможенные, неизбежно увеличит издержки для стран-партнеров и  нанесёт ещё один серьёзный удар по производителям стран Вишеградской группы.

Также необходимо отметить, что в случае с Чешской Республикой, это приведёт к самым катастрофическим последствиям, так как чешская экономика и промышленность самые экспортоориентированные среди всех стран членов ЕС. Экспортная составляющая экономики Чехии стабильно растёт и, к примеру, в 2013 г. составила 79% ВВП страны. [13]

Ещё одна важная экономическая выгода членства в ЕС - возможность получения финансирования из фондов Европейского союза. И эту возможность правительства стран Вишеградской группы не захотят терять.

Выход стран Вишеградской группы из Европейского союза исключён не только по экономическим, но и по политическим причинам.

Во-первых, здесь следует отметить серьёзное влияние Соединённых Штатов в регионе, которые на данный момент не заинтересованы в полном развале Европейского союза и они будут делать всё, чтобы эти страны не вышли из состава ЕС и оставались под контролем Брюсселя и под влиянием США.

Во-вторых, правящие элиты во всех четырёх странах сами не заинтересованы в выходе из-под европейского и натовского «зонтика», боясь попасть под российское влияние. И среди правящих элит и среди населения до сих пор остаются (а после начала украинского кризиса они ещё усилились) опасения из-за мнимой российской угрозы. Руководство стран Вишеградской группы (кроме Польши) заинтересовано в поддержании взаимовыгодных и прагматичных торгово-экономических отношений с Россией, но хочет иметь гарантии своей торгово-экономической и военно-политической безопасности.

В-третьих, в программах всех четырёх правительств стран Вишеградской группы отсутствуют какие-либо намёки на выход из Европейского союза. Даже считающиеся антиевропейскими правительства Венгрии и Польши, а также президент Чехии, ни разу не заявляли о вероятности выхода своих стран из Евросоюза.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что страны Вишеградской группы, несмотря на высокий уровень евроскептических настроений, несогласие с Брюсселем по некоторым важным вопросам (как, к примеру, в случае с несогласием с введением принудительных квот на размещение сирийских беженцев [14]), разногласия по некоторым внутриполитическим решениям в этих странах (к примеру, новый польский закон о Конституционном суде [15]) не будут проводить референдум о выходе из Евросоюза по примеру Великобритании и останутся его членами. Повторение британского сценария в этих странах приведёт к целому ряду экономических проблем: оттоку иностранного капитала, разрыву производственных связей, закрытию целого ряда промышленных предприятий, массовым сокращениям рабочих мест, росту безработицы, падению уровня экономического развития стран и уровня жизни населения. Кроме того, правящие элиты стран Вишеградской группы не заинтересованы в выходе из Европейского союза по политическим причинам.                 

Наиболее оптимальный вариант для всех четырёх стран Вышеградской группы - сохранение своего членства в Евросоюзе с сохранением всех нынешних экономических условий. При этом, объединившись в один блок внутри ЕС, они будут иметь вес при принятии решений. Таким образом они смогут продавливать свои интересы, как в экономической, так и в политической сферах.

Список литературы

  1. Британия проголосовала за выход из ЕС [Электронный ресурс] / Корреспондент. – Режим доступа: http://korrespondent.net/world/3702586-brytanyia-proholosovala-za-vykhod-yz-es
  2. Ле Пен заявила о готовности провести во Франции референдум о выходе из ЕС [Электронный ресурс]/ Взгляд. – Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2016/9/14/832400.html
  3. В Нидерландах подготовят референдум о Nexit ради снятия санкций с России [Электронный ресурс]/ Lenta.ru. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/08/19/wilders/
  4. Kotleba rozjel petici za slexit: EU je žalář národů. Vystoupit chce i z NATO [Электронный ресурс]/EuroZprávy.cz. – Режим доступа: http://m.zahranicni.eurozpravy.cz/eu/160886-kotleba-spustil-petici-za-slexit-eu-je-zalar-narodu-vystoupit-chce-i-z-nato/
  5. Důvěra Čechů v EU je nejnižší od vstupu do Unie [Электронный ресурс]/ Novinky.cz. – Режим доступа: https://www.novinky.cz/domaci/401928-duvera-cechu-v-eu-je-nejnizsi-od-vstupu-do-unie.html
  6. К итогам приватизации в странах Центрально-Восточной Европы / С.П. Глинкина. – «Управление собственностью», 2004. – №2.
  7. Сопоставительный анализ итогов трансформации в Чехии и Словакии, - А.В. Дрыночкин. – «Мировое и национальное хозяйство», 2015. - №2(33)
  8. Foreign direct investments in Poland [Электронный ресурс] / The Polish Information and Foreign Investment Agency (PAIiIZ). – Режим доступа: http://www.paiz.gov.pl/poland_in_figures/foreign_direct_investment
  9. Hungary [Электронный ресурс] / The observatory of economic complexity. – Режим доступа: http://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/hun/
  10. The economy [Электронный ресурс] / The Polish Information and Foreign Investment Agency (PAIiIZ). – Режим доступа: http://www.paiz.gov.pl/poland_in_figures/economy
  11. The Czech Republic [Электронный ресурс] / The observatory of economic complexity. – Режим доступа: http://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/cze/
  12. Slovakia: Trade statistics [Электронный ресурс] / GlobalEDGE / Michigan State University. – Режим доступа: http://globaledge.msu.edu/countries/slovakia/tradestats
  13. Обзор состояния экономики Чехии [Электронный ресурс] / Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cz/about_cz/eco_cz/
  14. Вишеградская четвёрка против квот ЕС по приёму беженцев [Электронный ресурс]/ Корреспондент.net. Режим доступа: http://korrespondent.net/world/3562110-vyshehradskaia-chetverka-protyv-kvot-es-po-pryemu-bezhentsev
  15. В Польше вступил в силу скандальный закон о Конституционном суде [Электронный ресурс]/ РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/world/20160816/1474442639.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши партнеры